Люди и авиация; 1936-1945 гг.; 1945-1991; Современность;
Размышления накануне Дня Победы.
Работая над судьбой ИАПов после 1945 года,в очередной раз пришел к неутешительному выводу,что военная история и боевые традиции частей и соединений в нашей стране не в чести.В отличии,скажем,от Великобритании,где по сей день существуют части,ведущие свою историю с 17-18 веков.А у нас всяким чиновникам плевать-прославленный полк пустить под "нож" сокращений или оставить по сей день в рядах ВВС ничем не примечательный полк,не имеющий боевого пути и сформированный в начале 50-х годов.
Так из первой семерки самых результативных ИАПов(по сбитым самолетам в воздухе),только один-129 ГИАП-попал под послевоенное сокращение ВС и был расформирован в 1947 году.Остальные дожили почти до последних дней Союза.Но тут опять вмешались в их судьбу чиновники.32 ГИАП расформировали в 1989,5 ГИАП-в 1990.Что самое интересное,из той же ЮГВ вывели в МВО и оставили "в живых",по сей день,14 ГИАП,тоже прославленный,но не настолько как 5 ГИАП.Хотя,в том же МВО существует ничем не примечательный 611 ИАП,сформированный в 1951 году.9 ГИАП прекратил свое существование в Средней Азии в 1991 году.Спасибо,что хоть в 2001 году кто-то в МО РФ вспомнил,при формировании заново 9 ИАП(правда,при этом был окончательно "угроблен" 63 ГИАП/641 ГИАП/470 ГИАП) о знаменитом полке и вновь сформированому полку передали все регалии шестаковского полка.В итоге,на сегодняшний день из "великолепной" семерки в составе ВВС РФ только 4 полка:689 ГИАП(бывш.16 ГИАП),968 ИАП(бывш. 402 ИАП),899 ГШАП(бывш. 15 ИАП) и 9 ГИАП.А всего из первых 40 ИАПов времен ВОВ(по воздушным победам) до наших дней "дожили" только 8 полков(судьбу еще одного,43 ИАП,переданного в ВВС ВМФ и переформированного в 43 омшаэ,после 2002 года установить пока не удалось.
Грустно!!!И печально!
С уважением,