|
|
От
|
SDA
|
|
|
К
|
Penio
|
|
|
Дата
|
14.01.2009 18:25:19
|
|
|
Рубрики
|
1936-1945 гг.;
|
|
Re: Вопрос о...
>А история знает о большие проблемы с стабильности И-5, 15 и 153.
Если речь идет о курсовой устойчивости истребителей со схемой центроплана типа "чайка" (хотя И-5 был классический полутораплан), то тема "исторически больших проблем" далеко не так однозначна, как вы утверждаете.
Версию о путевой неустойчивости И-15 активно продвигали летчики-испытатели НИИ ВВС и руководство НИИ ВВС. Вот выдержка из отчета о проведении эксплутационных испытаний И-15: «П.5 Полетные качества самолета в отношении устойчивости пути являются недостаточно удовлетворительными. На скоростях 200-250 км/ч самолет имеет нейтральную устойчивость, на скорости свыше 250 км/ч – неустойчив…» ЦГАМО, ф.4610, оп.1, д.10, л. 1-9.
Однако, исследования ЦАГИ, проведенные в 1937 г., не только не подтвердили эту версию, но и опровергли ее – использование схемы «чайка», с ростом скорости, увеличивало путевую устойчивость машины, а не уменьшало ее.
Версия о путевой неустойчивости этого самолета - весьма сомнительна. Просто данная схема центроплана была непривычная абсолютному большинству строевых летчиков ВВС РККА. Плюс, посадка и, особенно, взлет И-15 действительно был неудобен - поскольку верхнее крыло существенно снижало обзор из кабины пилота (поэтому многие пилоты на И-15 взлетали "змейкой"). После освоения летчиками И-15, количество жалоб на курсовую неустойчивость существенно снизилось.
Наконец, И-15, как именно боевой истребитель, очень хорошо зарекомендовал себя в воздушных боях в небе Испании. По сути - это была реабилитация схемы "чайка". Уверен, что без испанского опыта И-153 на вооружении просто не появился. В ВВС РККА даже разработали и реализовали концепцию совместного использования скоростных и маневренных истребителей. Поверьте, не на пустом месте.
SDA