От Прокофьев Илья Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 02.06.2009 00:15:06 Найти в дереве
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Ил-2 в озере - Вологодская область

Приветствую, уважаемое форумсообщество! Ну вот мы и вернулись из Вологодской области... Там вместе с поисковиками из Вологодского поискового отряда ныряли в озеро - искали Ил-2... (точнее, пытались подтвердить легенду и совместить наши архивные исследования)... Теперь по порядку:

Информация о том, что на дне озера находятся обломки самолета, поступила в Вологодской поисковый отряд (руководитель Иван Александрович Дьяков) зимой 2008-2009 года. Со слов одного из местных жителей, его отец в 1946 году трактором вытащил на берег хвост самолета, из дюраля которого впоследствии оббивали деревенские лодки. Также в послевоенное время в этом месте рыбаки постоянно цепляли сетями за обломки самолета. В январе 2009 года поисковиками были проведены работы по поиску места падения самолета. Со льда, миноискателем был обследован район указанный местными жителями. В одном месте были обнаружены сильные аномалии. Через вырубленные во льду отверстия, щупами было установлено, что на дне находятся металлические предметы. Глубина в этом месте достигала 1,5 метра.
Проведя исследовательскую работу с документами Центрального Военно-Морского Архива, было установлено:
- Монетов Александр Николаевич, 1914 г.р., командир запаса, летчик 1 АЭ 57 ШАП ВВС КБФ, самолет Ил-2 № 1879924 с мотором: АМ-38 № 292052. 22 октября 1942 года при тренировочном полете с высоты 1000 м свалился в штопор в районе Богослово и затонул в озере Черное. Уроженец: Ростовская область, город Новочеркасск, ул. Кавказская, д. 74., Жена – Феофания Георгиевна, 1916 г.р. Призван Новочеркасским ГВК в 1941 году. ЦВМА: ф.333, оп.026241, д.9., оп. 0012261, д. 5.
28-31 мая 2009 года силами Вологодского поискового отряда и поискового отряда «Рубин» (руководитель Николай Анатольевич Михайлов) были проведены подводные работы с целью поиска и подъема обломков самолета. В результате работы было установлено, что самолет в озеро упал отвесно, мотором вперед. При соприкосновении с водой сдетонировали авиабомбы, которые были подвешены на самолете, произошел сильный взрыв, разметав обломки самолета в радиусе более 10 метров. Так как, глубина в озере небольшая, скорее всего, мотор и бронебочка с летчиков ушли глубже в песок, на поверхности дна остались небольшие фрагменты самолета. При спуске под воду аквалангистами были подняты на поверхность различные мелкие обломки брони (в основном навесные фрагменты, которые защищали мотор самолета) и дюраля, вытащена одна стойка шасси. На створке шасси обнаружены бирка с заводским номером самолета: 9924. Также на различных дюралевых обломках обнаружены следующие выбитые номера: 1363, 1297. Обнаружены два ствола от пулеметов ШКАС с номерами обоих пулеметов: 744130 4550 и 782981 4037, также обнаружена одна часть от пушки ШВАК с номером пушки: ЛР 293. На броне (часть защиты маслорадиатора) краской нанесены цифры: 1-1.

С уважением, Илья.