>>>Нашел в ЦАМО довольно серьезный набор бумаг о массовых дефектах и отказах вооружения ИА в Сталинграде в 1942 году. Кто-нибудь располагает более подробной информацией?
А эта история уже давно в литературе описана:
Семенов А.Ф. На взлете. – С. 105:
«И как раз в эту пору (сентябрь 1942 г.) в полк (434 иап) поступило распоряжение от генерала С.И. Руденко: мне и одному из командиров звеньев явиться в штаб воздушной армии. Когда мы со старшим лейтенантом Котовым прибыли, нам сообщили, что на командном пункте находится член Государственного комитета обороны Г.М. Маленков и ему требуется побеседовать с авиаторами.
На беседу были вызваны авиационные командиры всех степеней – от командира звена до командующего армией, а также представители инженерно-авиационной службы и тылов. В приемной собралось много народу. Во второй отсек блиндажа приглашали по одному. За столом сидел Г.М. Маленков. Он задал мне ряд вопросов, касающихся истребительной авиации. Помнится, когда зашла речь о вооружении самолета Як-7Б, я изложил претензии летчиков к конструкторам. Пушка и пулеметы, установленные на нем, все еще довольно часто отказывали в бою. Я считал, что лучше иметь менее скорострельное, но более надежное вооружение. Хотелось также, чтобы снаряды оставляли более яркую трассу. Мне казалось, что меньшая скорострельность бортового оружия и яркая трасса снарядов облегчат прицеливание и улучшат результаты огня. Маленков пообещал разобраться в этом.
А когда я доложил о содержании нашей беседы в Инспекцию ВВС (т.е. Василию Сталину), разразилась настоящая буря. Меня обвинили в легкомыслии: мол, серьезный человек не может вносить члену ГКО какие-то свои личные, никем не апробированные предложения. И в назидание объявили выговор.
Хорошо еще, что генерал Руденко вступился: ему тоже не нравилось вооружение самолетов Як-7Б. У командующего воздушной армией были постоянные и очень тесные контакты с командирами авиационных полков. По крайней мере в нашем 434-м полку С.И. Руденко бывал неоднократно и вникал во все детали боевой работы истребителей»
Шахурин А.И. Крылья победы. – М.: Политиздат, 1983. – С. 216
«Мне доложили, что в одном дефекте виноваты «пушкари», вышла из строя небольшая пружинка на пушках, а в другом – завод. Были слабо натянуты тросы, которые приводились в движение гашеткой пушки, и она не стреляла. Прежде чем этот трос смонтировать, его полагалось как следует вытянуть, убрать «слабину». Но эту партию самолетов готовили настолько спешно, что «слабину» выбрали плохо. На заводе еще тросы действовали, а когда самолеты попали на фронт, эта поспешность сказалась. Да еще были плохо термически обработаны специальные пружинки, которые легко ломались...»