От deruluft Ответить на сообщение
К karlenko Ответить по почте
Дата 06.11.2010 20:52:17 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1945-1991; Версия для печати

Re: интересно откуда...

Запись беседы первого заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко с советником-посланником посольства США в СССР У. Барбуром по поводу обстрела 8 октября 1950 г. советского аэродрома в Приморье американскими самолетами1
07.10.1950

Секретно
Сегодня, 9 октября, вызвал посланника-советника посольства США в Москве У. Барбура (посол Кэрк, по заявлению посольства, был болен) по вопросу обстрела советского аэродрома в Приморье американскими самолетами 8 октября и передал ему ноту по этому вопросу2. Барбур выразил пожелание послушать содержание ноты. Я прочел ноту, переводя ее с русского на английский. Послушав содержание ноты, Барбур заявил, что он не может ее принять, так как с этим вопросом необходимо обращаться в Организацию Объединенных Наций, поскольку в районе Кореи действуют вооруженные силы Объединенных Наций. Я указал на абсолютную необоснованность доводов Барбура. Я подчеркнул, что в ноте советского правительства речь идет о провокационном обстреле советского аэродрома самолетами военно-воздушных сил США, а не какими-то иными самолетами.
Барбур вновь повторил, что он имеет поручение не принимать таких протестов, так как в Корее действуют только силы Объединенных Наций. Я тут же заметил, что заявление Барбура можно понять и так, что ему известно о том, что упомянутые в ноте американские самолеты совершили налет на советский аэродром с территории Кореи, поскольку он ссылается на вооруженные силы, действующие в Корее. Барбур ответил, что он этого точно не знает, но предполагает, что самолеты могли прибыть с территории Кореи. Я вновь указал на совершенную беспочвенность аргументации Барбура и его отказа принять ноту и заявил, что ответственность за подобные провокационные действия должны нести американские военные власти, находящиеся под контролем правительства США3.
На этом беседа закончилась4.
Присутствовал референт Отдела США т. Васильев.
Заместитель министра
иностранных дел Союза ССР
А. ГРОМЫКО
Приложение 1
НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВУ США
9 октября 1950 года
Зачитана и передана А.А. Громыко Советнику-посланнику Посольства США в Москве Барбуру 9 октября 1950 года.
Ввиду отказа Барбура принять ноту, она была тогда же направлена в Посольство США
Правительство Союза ССР считает необходимым заявить Правительству Соединенных Штатов Америки следующее.
8 октября в 16 час. 17 мин. по местному времени два истребителя военно-воздушных сил США типа «Шутинг-Стар» (F-80) грубо нарушили государственную границу СССР и, подойдя на бреющем полете к советскому аэродрому, расположенному на берегу моря, в районе Сухая Речка в 100 километрах от советско-корейской границы, обстреляли аэродром из пулеметов. В результате обстрела аэродромному имуществу нанесен ущерб.
В связи с этими провокационными действиями американских военно-воздушных сил, выразившимися в грубом нарушении американскими военными самолетами государственной границы СССР и в обстреле советского аэродрома, Советское Правительство заявляет Правительству Соединенных Штатов решительный протест.
Советское Правительство настаивает на строгом наказании лиц, ответственных за нападение на советский аэродром и ожидает от Правительства США заверения, что им будут приняты необходимые меры к недопущению впредь подобных провокационных действий.
Советское Правительство считает необходимым заявить, что ответственность за последствия подобных действий со стороны авиации США ложится всецело на Правительство Соединенных Штатов Америки.
АВП РФ. Ф. 07. Оп. 23. П. 32. Д. 27. Л. 54—56. Копия.
Изложение беседы и текст ноты опубликованы в сб.: Внешняя политика Советского Союза. 1950. М., 1953. С. 220—221.
Приложение 2
ТЕЛЕГРАММА ПОСЛА США В СССР А. КЭРКА ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ США
Москва, 10 октября 1950 г.
Срочно
845. Передается текст сообщения, опубликованного в сегодняшних газетах, о советской ноте по вопросу о якобы имевшем место обстреле советского аэродрома5.
КЭРК
FRUS. 1950. Vol. IV. P. 1260—1261, а также: Vol. VII. PP. 920—921.
Приложение 3
ПРАВИТЕЛЬСТВО США ПРИЗНАЛО ВИНОВНОСТЬ АМЕРИКАНСКИХ ЛЕТЧИКОВ В ОБСТРЕЛЕ СОВЕТСКОГО АЭРОДРОМА
(Сообщение для печати)
НЬЮ-ЙОРК, 19 октября (ТАСС). В связи с протестом советского правительства правительству США, заявленным в ноте от 9 октября 1950 года, по поводу обстрела двумя истребителями военно-воздушных сил США советского аэродрома на Дальнем Востоке, правительство США направило 19 октября письмо Генеральному секретарю ООН. В этом письме признается, что «8 октября два американских реактивных самолета совершили нападение на аэродром в районе Сухая Речка». В письме указывается, что нападение американских военных самолетов на советский аэродром явилось «результатом аэронавигационной ошибки и плохого расчета» и сообщается, что «командир данного авиационного соединения смещен и предпринимаются соответствующие меры в целях наложения дисциплинарного взыскания на двух виновных в этом летчиков».
В письме далее говорится, что «правительство США желает публич- но выразить сожаление по поводу того, что американские вооружен- ные силы оказались замешанными в этом нарушении советской границы», и сообщается, что правительство США «готово предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности».
АВП РФ. Ф. 0129. Оп. 34. П. 56. Д. 231. Л. 82.
Опубл. Известия. 1950. 21 окт.

1 Копии записи беседы разосланы: Сталину, Молотову, Маленкову, Берии, Микояну, Кагановичу, Булганину, Хрущеву, Вышинскому, Зорину, Гусеву, Богомолову, Лаврентьеву.

2 См. приложение 1.

3 По причине отказа У. Барбура принять ноту 9 октября она была направлена в посольство США в СССР. Посольство возвратило ноту 10 октября 1950 г. через экспедицию МИД. На архивном экземпляре ноты пометка: «Возвращено посольством США в Москве через экспедицию МИД 10 октября 1950 года в 11 час. 30 мин.».

4 Кэрк 10 октября информировал государственного секретаря телеграммой о беседе А.А. Громыко с У. Барбуром (см. приложение 2). В Совете Безопасности ООН представитель США сделал заявление по этому поводу (док. Совета Безопасности ООН S/1856 от 19.10.1950 г.), в котором, в частности, со ссылкой на доклад Главнокомандующего Вооруженными силами ООН Совету Безопасности указывалось, что совершившие нападение два реактивных самолета были американскими. Правительство США выразило публичное сожаление по поводу инцидента и готовность предоставить компенсацию за ущерб, причиненный советской собственности (см.: Department of State Bulletin. November 20. 1950. P. 832). В телеграмме от 13 октября Уолворт Барбур обращал внимание на возможности использования инцидентов 6 сентября и 8 октября в советской пропаганде. Чтобы не способствовать этому, подчеркивалась необходимость для США сохранять свою репутацию безупречной, для чего проявлять максимальную бдительность. Барбур рекомендовал провести тщательное расследование и опубликовать его результаты (FRUS. 1950. Vol. VII. P. 941). В последовавшей телеграмме 19 октября 1950 г. Ачесону Барбур еще раз комментировал мягкий тон ноты, сочтя ее результатом американской политики «сдерживания», при этом мягкость советских внешнеполитических шагов, по его мнению, показывала «не жизнерадостную улыбку добропорядочного товарища, а натужную гримасу разоблаченного негодяя» (FRUS. 1950. Vol. IV. P. 1264). Инциденту 8 октября 1950 г. предшествовал инцидент 4 сентября 1950 г., когда над Желтым морем был сбит советский самолет (см.: Внешняя политика Советского Союза. 1950. М., 1953..С. 214—216).

5 В предшествующей телеграмме 844, отправленной из Москвы в два часа утра 10 октября, посол Кэрк сообщал, что Громыко позвонил ему 9 октября в 22.45 и попросил посла встретиться с ним через час, потому что он должен вручить ему ноту. После того как посол объяснил, что он болен гриппом и находится в постели, Громыко согласился принять Уолворта Барбура в 23.30. Во время беседы Громыко прочитал Барбуру текст ноты (FRUS. 1950. Vol. VII. P. 917). В телеграмме 846 от 10 октября, здесь не публикуемой, посольство сообщило, что нота была доставлена в посольство в 3 часа утра и была возвращена в Министерство иностранных дел с курьером в 11 часов утра, без сопроводительного письма. Текст совпал с опубликованным в печати 10 октября. В телеграмме также говорилось: «Факты посольству, разумеется, неизвестны. Однако, если инцидент произошел в указанном месте, посольство хотело бы указать, что он имел место в пределах, возможно, наиболее важного и чувствительного советского военного района на Дальнем Востоке, имеющего такое же значение и для Китая, который от него находится всего лишь в 10 милях к западу. Посольству нет необходимости подчеркивать, что, несмотря на относительно мягкий тон советской ноты, действия американских самолетов в этом районе, будь они случайными или неслучайными, будут рассматриваться советским правительством очень серьезно».