О друзьях товарищах (часть 2)
1953 год. После переучивания на Ли – 2 попадаю в Новосибирск. Огромный коллектив: 4 летных отряда, летный состав всех возрастов, от ветеранов до начинающих, как я. Большинство фронтовиков, награжденных орденами, медалями. Многие из них почти ровесники, ну старше меня на 4 – 5 лет, успели повоевать, а после войны пересели за штурвалы мирных кораблей.
Чего греха таить – завидовал им по – доброму. Я во время войны жил в Днепропетровской области. В 1943 году бои были сильные, наблюдая за воздушными боями, и в то время уже судьба была решена – буду летчикам, обязательно истребителем. В 1946 году после семи классов поступил в спецшколу ВВС, но не закончил из-за болезни, а в 1950 году поступал в Чугуевское истребительное летное училище. Не прошел мандатную комиссию т.к. был на оккупированной территории. Попал в ГВФ. в то время сильно жалел, а потом смирился – судьба.
По долгу общественной службы как комсорг и в силу своей коммуникабельности я быстро сходился с людьми, интересовался прошлым, особенно войной.
Об одном таком человеке мой рассказ.
Семен Роговой – командир корабля Ли-2. Во время войны летчик-истребитель. До войны служил в Комсомольске на Амуре. На фронте с первых дней войны. Там отобрали группу асов, послали в Иркутск осваивать и получать новые самолеты (скорее всего Аэрокобры, поставляемые из США). Срок был указан на все это 10 дней. Полетели на спарке с инструктором, сделали полет по кругу, посадку. Инструктор спрашивает:
« Понял?»
Семен отвечает:
« Затяни привязные ремни потуже, я тебе покажу, как надо летать».
Полетели в зону, ну и Семен показал ему на что способен. После посадки инструктор говорит, что ему тут делать нечего, дает увольнение на 10 суток .
10 суток. Так захотелось побывать дома, увидеть жену, детей, но поезд до этого самого дома идет дольше 10 суток. Но тут «на удачу» Встречает знакомого инструктора с аэроклуба:
«А ты что здесь делаешь?»
Старый знакомый не скрывает радости:
«Сеня поздравь. Год писали рапорта с просьбой отправить на фронт и наконец–то добились».
«А в аэроклубе кто?»
«Новеньких прислали».
Сеня задумался. Прислали новеньких, значит друг – друга еще не знают. Едет в аэроклуб. Там ищет самолет с работающим мотором. Естественно, это УТ-1. Из кабины вылезает техник. Семен уверенно спрашивает:
«Как самолет?»
Техник видит летчик с орденами и медалями. Докладывает:
«Самолет готов».
«Сделай полную заправку, слетаю в зону».
Взлетает. Курс на восток, посадка в Улан-Удэ. Просит заправить . Спрашивают , кто Вы , куда летите ? Отвечает:
« Гоню самолет в Комсомольск –на-Амуре генералу такому-то».
Генерала знают, заправляют, летит в Читу. От туда таким же образом в Магдагачи, потом так же в Хабаровск. Из Хабаровска звонят в Комсомольск, докладывают генералу, что летчик Роговой гонит ему самолет. Генерал отвечает, что Рогового он знает, а о самолете слышит впервые. Арестовать не посмели. Слишком много наград, но попросили подождать. Сеня встречает знакомого, благо знакомые у него везде были. Просит:
«Сделай так, чтобы самолет был заправлен».
«Не балуйся, Сеня, рядом Япония, собьют».
«Если сумеют».
Когда знакомый показал жестом, что самолет заправлен, Сеня вокруг столовой к самолету, запускает мотор, взлетает. Говорит, пролетая столовую, вижу, что все смотрят на самолет, я не стал качать крыльями, а пошуровал педалями, хвост пошел со стороны в сторону. Догоняйте, мол. Поднимают в Хабаровске пару истребителей, пару в Комсомольске. Приказ – сбить. Утюжат они Амур с конца в конец, а он перевалил сопки и между сопок бреющим выходит на Комсомольск, делает круг, видит сильнейший боковой ветер, весь гарнизон вышел встречать во главе с генералом. Сел. Генерал встречающим сказал: « Учитесь, как надо летать!».
Выходит Семен из самолета и докладывает генералу:
« Прибыл в отпуск» и предъявляет увольненительную.
Генерал отвечает:
« Прибыл в отпуск – отдыхай. По окончанию отпуска зайдешь ко мне».
По окончании отпуска состоялась такая беседа:
« Что ты Пьяница – знаю. Воздушный хулиган – знаю, но это уже воздушное пиратство. Под трибунал!»
Трибунал присудил разжаловать до рядового и отправить в штрафбат.
Не знаю, сколько он провоевал в штрафбате, но говорит, что успел и там навоевать медаль « За отвагу».
А в то время у немцев были сформированы полки ассов. Где только на фронте напряженка, туда посылают асов. Помнишь фильм « В бой идут одни старики».
«- Опять бубновые появились.
-Старые знакомые. В прошлом году встречались, горят за милую душу».
В Красной Армии тоже начали формировать такие же полки. Кто-то из однополчан сказал:
« Вот бы Сеню Рогового сюда».
«А кто такой Сеня?»
«Капитан Роговой асс из ассов».
«А где он?»
«В штрафбате».
Тут же отзывают из штрафбата, восстанавливают в звании, возвращают награды.
Сбил более 20 самолетов. Достоин звания Героя Советского Союза – не дали, вспомнили штрафбат. После войны в Берлине пленный немецкий асс (полковник или генерал) сказал ему:
« Это мы вас научили летать».
Роговой хватает его за шиворот и силой тянет к командарму:
«Товарищ генерал, это дерьмо говорит, что оно меня летать научило. Разрешите дуэль, пусть немцы и наши увидят, кто кого научил, а то Геббельс во всех фильмах показывал превосходство немецкой расы».
Согласовывают с ПВО, с командованием. Разрешают. Немцу объясняют, что он вооружен только фотопулеметом. Роговой вооружен боекомплектом к пушке и пулеметам , если вздумает перелететь в американскую зону – сшибет, как воробья .
Центр зоны – центр Берлина. После взлета разошлись в разные концы города, и пошли на встречу друг – другу, встретились над центром. Сеня рассказывает:
« Я выполнил фигуру, он не понял какую, да где ему было понять, если я и сам не понял. Но оказался у него на хвосте. Тут же очередь с фотопулемета . 45 минут он пытался меня сбросить с хвоста, я все время, как на веревке, следовал за ним «сбил» его многократно. После посадки немец говорит:
«Да, ЯК-3 сильнее Мессершмидта»
«Что-о-о, - возмущается Сеня,- Товарищ генерал, разрешите нам поменяться самолетами, пусть он садится на мой, а я на его. Я ему покажу кто сильнее». Немец покачал головой и ответил:
«Нет!».
А Роговому за это бой в послужном списке добавили один сбитый самолет и наградили очередным орденом.
В Новосибирске летал на ЛИ – 2. Летчик, как говорят от Бога, но в душе анархист. Он никак не мог понять, почему с Новосибирска на Кемерово надо было лететь через Колывань, Ояш. После взлета курс прямо на Кемерово.
« Сеня, а если там такой же разгильдяй, как ты?»
« А что, неба мало?».
Не понимал, зачем на вылет надо было являться за час:
« Я могу явиться за 5 часов, могу за 15 минут»
« Но ведь надо готовиться к полету»
«А я как пионер – всегда готов».
Балагур, шутник, душа компании, любил шутки, хотя были не всегда умные.
Так, например, в Барнауле поругался с начальником аэропорта. Тот запретил вылетать, просидел больше суток, пока решали этот вопрос через начальника управления. После чего Сеня выруливает на взлет. ВПП грунтовая. В конце ВПП чуть в стороне здание аэровокзала. Направляет самолет носом на аэровокзал, взлетает, убирает шасси и на высоте полметра несется на вокзал. Метров за десять ставит самолет на дыбы, перелетает вокзал, струей от винтов сбивает черепицу с крыши.
Начальник аэропорта докладывает начальнику Управления. Начальник Управления – полковник Быков – интелегентнийший человек, не повысивший в своей жизни ни разу голос, вызывает Рогового к себе. Читает мораль минут пятнадцать, тот повесил голову, молчит, наконец, Быков произносит:
«Капитан Роговой, Вы забыли, что Вы не на истребители, а ЛИ-2 не пилотажная машина».
И тут Сеня не выдерживает:
«Как не пилотажная? - хватает за рукав начальника управления, - пойдемте я Вам покажу на ЛИ-2 переворот через крыло».
«Иди к… матери!» - заканчивает воспитательную работу начальник управления.
И еще об одной шутке хочу сказать. Летели в Быково, аэропорт закрылся общей метелью, сели на запасной в Горьком. Там же уже было самолетов 30: 7-8 ИЛ-12 , остальные ЛИ-2 , стоянок не хватало, ставили, где только можно. Мы спали, а бортмеханики всю ночь бегали на самолет, каждые три-четыре часа расчехляли, запускали, прогревали и зачехляли. На следующий день Москва открылась, дали интервал 15 минут. Естественно каждый экипаж хотел вылететь побыстрее . Нас из Новосибирска было 3 экипажа: мой, Сени Рогового и Ованеса Оганесяна – друг и соперник Сени.
И вот половина самолетов с запущенными моторами и чуть не каждый запрашивает разрешения выруливать. Когда Вано очередной раз запросил: «Разрэшытэ вируливат» Сеня ответил:
« Выруливать разрешаю».
Вано порулил. Диспетчер вызывает:
« Вернитесь и займите свое место»
Тот начал возмущаться. Команда диспетчера:
« Вернитесь на свое место, командир зайдите в АДП».
Пошел он в АДП, Сеня пошел следом. Вано получил втык и догадался , кто ему «свинью подсунул» и решил отомстить тем же. Слышит, Сеня запрашивает разрешение выруливать – Вано вместо диспетчера отвечает:
«Вируливат разрэшаю»
На что уже опытный диспетчер:
«Командир корабля Ованесян кому Вы разрешаете выруливать? Зайдите в АДП. Снова Ованес идет в АДП и снова Сеня следом, опять втык Ованесу, опять Сеня доволен.
Несколько раз получал замечания за употребления спирта. Старая привычка - фронтовые 100 грамм. На упреки отвечал:
« Я этот самолет в наипьянейшем виде, как муху посажу».
Последний раз встречались в 1962 году. Летели из Москвы в Симферополь, я летал вторым пилотом на ТУ-104. Прохожу салоном, дергает за рукав, поворачиваюсь – Сеня, обнял, посмотрел нашивки на погоне:
«Второй пилот, а командир кто?»
«Василий Егорович Елемин»
«Ляминевый, веди к нему».
Василий Егорович был раньше командиром в Хабаровске, а Сеня работал в Хабаровске, то ли в « Дальрыбе», то ли в « Дальстрое». Летел в Крым в отпуск, стал за спиной, смотрит. Василий Егорович спрашивает:
«Что Сеня, хочешь ТУ-104 попробовать?»
«Конечно».
Уступает место, мне подмигивает:
«Смотри мол».
Сел, взял в руки штурвал ТУ-104 первый раз в жизни. Штурман дал команду, «Доворот»
Выполнил, диспетчер дает снижение с 9000 до 8500 поскольку сходились с пересекающим, снизился по 10 метров в секунду, пересекли трассу, набрал высоту, как будто всю жизнь летал на ТУ-104 .
Жаль, но больше не виделись.