От Fishbed Ответить на сообщение
К Fishbed Ответить по почте
Дата 23.08.2004 23:51:27 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Из неопубликованного

Виктор Васильевич Шарков, в середине 50-х годов техник самолета МиГ-15 32-го ГИАП 9-й ИАД, аэродром Кубинка:

"В 1953-1955 годах в 32-м гв. ИАП на должности инженера полка по радиотехническому оборудованию (РТО) служил сын Валерия Чкалова – капитан Игорь Чкалов, только что окончивший академию им. Жуковского. До академии Жуковского, говорят, он учился в летном училище лет пять или шесть, но летчиком так и не стал. Очевидно, все взял себе его отец. Для нас не было секретом, что воспитанием Игоря и "толканием" его в жизнь занимался друг и соратник Валерия Чкалова - Георгий Байдуков, ставший в 1961 г. генерал-полковником авиации.
В полку Игорь Чкалов не вошел в коллектив, к служебным обязанностям относился поверхностно, а вернее - не занимался выполнением своих обязанностей. Его часто можно было видеть около летчиков, как в дни предполетной подготовки, так и в летные дни. Впечатление о себе оставил посредственное: на фоне повседневной работы "технарей", он выглядел белоручкой.
Чкалов-младший большую часть времени проводил в Москве, т.к. там была у него квартира и жена, как говорили, балерина Большого театра. Из Москвы приезжал к началу рабочего дня с опозданием на 1,5-2 часа. Иногда оставался ночевать в гарнизоне. В гостинице (точнее говоря, общежитии) была у него кровать в комнате на 4-х офицеров.
В это время я тоже жил в т.н. "гостинице", в комнате рядом с Игорем Чкаловым. По вечерам мы часто собирались с друзьями в этой комнате, играли в карты, иногда выпивали и шумно проводили время. Участвовал и Игорь Чкалов. Он был любитель поиграть в карты, выпить и "потравить" новостями, анекдотами из московской жизни артистической богемы, что для нам очень интересно.
Однажды зимой в сильные декабрьские морозы намечалось большое дивизионное учение и Игорь остался ночевать в гостинице. Техническая зимняя одежда, личные вещи и противогазы офицеров были подготовлены заранее. Валенки, как рассказывали мои друзья, все поставили к батарее отопительной системы - подсушить. Рано утром в 5.00 загудел "ревун", установленный на крыше гарнизонного Дома офицеров. Будил он всех - и военных, и гражданских, и бабушек, и детей - все население гарнизона - в течение 5-10 минут с короткими паузами. Наш "герой" не спеша стал надевать техническую зимнюю одежду, надел валенок и почувствовал там воду. Оказалось, что его валенки стояли под краном, кран подтекал и накапал за ночь половину валенка. Игорек также не спеша разделся, лег в кровать, а своим коллегам-офицерам при этом сказал: "Передайте Келейникову (командиру полка), что я по тревоге не приду, буду сушить валенки". Вот так, сообщите не непосредственному начальнику - старшему инженеру полка, а прямо командиру полка.
Этот случай (а до того много было проведено с ним воспитательной работы) был одной из "последних капель", переполнившей чашу терпения командования полка и политотдела дивизии. Очевидно, до кого-то "дошло" и капитан Игорь Чкалов так же тихо исчез, как и тихо появился, из нашего полка. Потом мы узнали, что устроили Игорька в редакцию газеты "Советский воин", а потом пошел он и выше. Демобилизовался полковником.
В январе 2003 г. я разговаривал с полковником Оноприенко Филиппом Петровичем, командиром полка с января 1954 г. об Игоре Чкалове. Оноприенко вспомнил его и рассказал, что он трижды персонально разговаривал с младшим Чкаловым (один раз у себя на квартире) об отношении к службе, поведении и прочее, но он был воспитан на вседозволенности и не принимал никакой ответственности."

Без комментариев...

С уважением,

Сергей Исаев