От igorGri Ответить на сообщение
К Игорь Уткин
Дата 25.08.2004 13:14:37 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Версия для печати

Про Минова

http://www.testpilot.ru/review/wing/09.htm
" Из Франции Минов вернулся в двадцать седьмом году. Некоторое время он работал в Борисоглебской школе летчиков, где стал одним из пионеров освоения в нашей стране слепых полетов. В двадцать девятом году его вновь пригласил к себе начальник Военно-Воздушных Сил Союза Петр Ионович Баранов.
Новое поручение. Минов от него в восторге. Прощаясь, Баранов испытующе смотрит:
— Может, еще подумаете?
— Только над тем, как сделать лучше!
Через неделю Минов удобно покачивался в шезлонге на палубе океанского парохода, пересекающего Атлантику. Впереди была Северная Америка.
Меньше всего кризис двадцать девятого года обрушился на фирму «Ирвин». Она напала на золотую жилу: легкий, прозрачный купол парашюта оказался для фирмы надежной крышей. Фирма процветала, выпуск продукции все возрастал. Фирма не скупилась на рекламу и сулила каждому, кто спасет в авиации свою жизнь на парашюте «Ирвин», нагрудный знак в виде золотой заколки, изображающей гусеницу шелкопряда.
Воздушные силы многих стран стали вооружаться «зонтиками Ирвина». Это были ранцевые парашюты, похожие на парашют Г. Е. Котельникова, изобретенный в России лет за пятнадцать до этого.
Зародился и бурно развивался новый вид спорта — парашютизм. Появились «победители неба», первые кумиры публики. Все они были из летчиков, поверивших в парашют. После первого прыжка следовал второй, третий, набирались десятки. Прыгали с разных положений самолета, сквозь облака, затяжными прыжками. Этот спорт стал спортом мужественных, отчаянных людей. Человек неслыханно дерзко врывался в небесную стихию и выходил победителем!
Минов сгорал от нетерпения: нужно было узнать о парашютах, об их производстве, эксплуатации, и прежде всего освоить самому эти волнующие прыжки. Наступил знаменательный день.
«Вызов смерти! Большевик шутит, ступая в пропасть!» — писала американская газета. И вот как это было.
Первый прыжок Минова должен был состояться в Буффало 10 июня 1929 года.
— Не огорчайтесь, — сказал инструктор Форд, когда Минов в мокром плаще появился на заводе. — Завтра должна быть хорошая погода. Я только что звонил в страховую компанию.
— В страховую компанию?
— Да-да, в страховую, — ответил Форд. — Если в Америке согласны страховать от дождя, можете быть спокойны: дождя не будет! У них лучшие метеостанции.
Но погода распорядилась по-своему: не только весь следующий день, но и 12 июня косил, не переставая, дождь. Отряхивая шляпу, Минов спросил у Форда не без иронии:
— Как чувствует себя страховая компания?
— На завтра твердо гарантируют хорошую погоду, но это бесполезно. Придется подождать до послезавтра, — совершенно серьезно ответил Форд.
— Не понимаю.
— Завтра тринадцатое.
Минов откровенно улыбнулся:
— Ах, вот в чем дело!.. Советские летчики не слишком суеверны.
Слегка задетый, Форд сухо ответил:
— В нашей стране не запрещается верить даже в бога...
— И в нашей тоже, — отпарировал Минов.
— Вы его не уговорите, — заметил переводчик, — американцы верят в приметы.
Однако Минову 14-го нужно было выезжать в Нью-Йорк, и он продолжал настаивать на прыжке 13 июня, предлагая Форду расписку, снимающую с него ответственность за любые последствия прыжка. В это время в кабинет вошел вице-президент фирмы Маклоуд и, выслушав доводы обоих, принял соломоново решение.
— О'кэй! Мистер Майнов совершит прыжок не 13-го, а накануне 14-го числа.
— Или назавтра после двенадцатого, — улыбнулся Минов, еще не зная, что 12А повсюду в Америке заменяет роковое число 13.
Наконец-то Форд улыбнулся:
— Олл райт! Пусть завтра в десять.
Маклоуд сказал:
— Вы только подумайте, такой рекламе позавидует сам Генри Форд: «Совершая свой первый прыжок 13-го числа, русский летчик бросает вызов смерти! Он знает, что смерть бессильна, если он прыгает с парашютом фирмы «Ирвин»!»
Наутро, поздоровавшись с Миновым, Форд спросил:
— Как спали?
— Как убитый, — ответил Минов, не придавая значения этим словам.
Форду стало будто не по себе.
У самолета Форд продемонстрировал, как нужно вылезти и приготовиться к прыжку.
— По второму сигналу летчика вы должны взяться правой рукой за вытяжное кольцо, удерживая себя на самолете левой... Обязательно убедитесь, что взяли в руку вытяжное кольцо, а не подтяжки!
Минов улыбнулся.
— Именно так — подтяжки, — повторил переводчик по-французски, имея в виду лямки парашюта. Минову пришлось объяснить причину неуместной будто бы улыбки.
— По третьему сигналу, — продолжал Форд, — вы отпустите левую руку, улыбнетесь пилоту и плавно свалитесь на левый бок вдоль кромки крыла. Почувствовав, что вы действительно падаете, дергайте за кольцо, и все будет в порядке.
Между тем у самолета стала собираться толпа зевак, которых американцы очень образно называют «резиновыми шеями».
Пилот Чейз появился с опозданием, и Минов уже успел выкурить не одну папиросу. Такой же высокий и худой, как и Минов, Чейз очень приветливо поздоровался. Откуда-то появился репортер. Чейз забрался в пилотскую кабину. Минов с парашютом — в заднюю.
— До скорого свиданья здесь, — сказал на прощание Минов, показывая пальцем на землю и, подняв перст к небу, добавил нарочито: — Или там!..
Шутка была оценена всеми, кроме Форда.
Самолет поднялся в воздух. Минов стоит на плоскости, Чейз, улыбаясь, кивает, наконец, головой:
Прыжок!
Странное чувство охватывает Минова. Нет, это не страх. Это скорее какая-то непонятная жалость, будто теряешь что-то привычное и очень дорогое...
Самолет рванулся вверх. Захлебываясь воздухом, парашютист тянет кольцо. Съежилось на мгновение сердце, но вот рывок!.. Взметнулся над головой громадный белый зонт с небольшим отверстием в вершине, через которое видно синее-синее небо.
— Ура! — закричал Минов, оглушенный внезапно наступившей тишиной. — Все в порядке!..
Несколько месяцев, проведенных на заводе «Ирвин», не были потеряны. Американцы как раз готовились к очередным соревнованиям парашютистов, и в числе участников появилось новое имя: «мистер Майнов, большевик из красной России».
Публика с явным интересом рассматривала фотографии статного, в белом комбинезоне Минова — ни о каких «русских лаптях» не было и помину. С фотографии смотрело приветливое, улыбающееся лицо.
«Мистер Майнов» отделился от самолета, затянул десяток секунд и раскрыл над собой парашют так, что тот доставил его к самой цели.
Толпа всколыхнулась. Часть публики заревела от восторга, другая свистела, стучала, улюлюкала. В воздух полетели шляпы, котелки, кепи, недоеденные сандвичи. Вечерние газеты вышли с портретом улыбающегося «красного» и с сообщением о полученном им призе за точность приземления. Дерзко и здорово!
И снова Минов на Родине. Демонстрирует прыжки летчикам в авиационных частях.
«Да, хорошо!» — восхищаются они, однако иногда забывают взять с собой в полет парашют, еще не доверяя парашюту. Известен, например, случай, когда Михаил Михайлович Громов, отправляясь в полет, не захотел взять парашют. Все же его уговорили. В воздухе самолет не подчинился летчику и не вышел из штопора. Предстоял выбор. Громов покинул машину, и парашют спас ему жизнь. Золотая гусеница украсила галстук пилота.
Минов стал агитатором с наглядным пособием в руках. Тут же, на аэродроме, где только что демонстрировался прыжок, он сам перекладывал свой парашют и снова отправлялся в воздух.
Аэродром за аэродромом, часть за частью — новые последователи, ученики, горячие энтузиасты прыжков. Среди них наиболее способный ученик, ставший потом известным парашютистом, рекордсменом страны, Яков Давидович Мошковский."