>Ну и попутно в поисках информации о центровках вычитал - на МиГ-3 ее удалось оставить в тех же пределах, что и неутяжеленного изначального И-200, что-то около 24%, ЕМНИП. Только вот усилия на органах управления почему-то возросли до предела физических возможностей пилота. Так что проблемы сбалансировать статически, особенно свинцовыми чушками можно любой самолет, даже И-180 с АШ-82, но будет ли он после этого летать?
Если ц.т. и площадь (компенсация) руля не изменились, то усилия на ручке возросли не из-за этого. Т.е. по чистой физике при неизменном плече и той же точке приложения сил на руле нагрузки в обратную сторону на ручку могут возникнуть или при бОльшем потребном угле отклонения руля(хотя бы из-за роста массы самолета), или при перекомпоновке проводки управления (плечо качалок изменили, допустим, из-за размещения дополнительного бензобака), или при снятии весовой компенсации с руля (для облегчения машины). Тут по МиГу вопрос не ко мне.
СК