|
|
От
|
Сергей~ Пятигорск
|
|
|
К
|
Сергей~ Пятигорск
|
|
|
Дата
|
21.01.2003 13:33:58
|
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
здесь
Как отмечает в своей статье Алексей Александров в газете "Российские вести", недавний официальный визит в Россию министра обороны Индии вновь воскресил одну достаточно деликатную тему военно-технического сотрудничества двух стран, которое по своему объему занимает самое значительное положение во всей структуре российского оборонного экспорта. Речь идет о контракте на продажу Индии советского, а впоследствии российского авианесущего крейсера "Адмирал Горшков".
История этого самого большого - как в прямом, так и в переносном смысле - военно-морского заказа насчитывает уже почти семь лет и подводит черту под одним из самых грандиозных проектов российского судостроения - авианосного. И в "Рособоронэкспорте", и в Главном штабе Военно-Морского Флота весьма и весьма неохотно говорят о перспективах этой корабельной сделки. О том, какое значение придается этой сделке, заключение которой тянется столь долго, говорит следующее. Существует версия о том, что неспособность оборонного вице-премьера Ильи Клебанова продвинуть этот заказ послужила последней каплей, переполнившей недовольство его "внешнеэкономической деятельностью" на ниве военно-технического сотрудничества. И она, как свидетельствуют источники военного обозревателя "РВ" в управлении вооружений ВМФ, "не лишена права на жизнь": тем более что без мощного правительственного лоббизма эту сделку просто невозможно "продавить". После президента до недавнего времени главным военно-промышленным лоббистом был вице-премьер Клебанов. И предшествующий его отставке вояж в Индию не принес существенных подвижек в "горшковской" тематике...
Немного истории. Дело в том, что тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал- Флота Советского Союза Горшков" завершал своей постройкой первую и единственную серию советских тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР). Открывал ее тяжелый авианесущий крейсер "Киев", продолжили "Новороссийск" и "Минск". ТАВКР "Баку" (так первоначально был наречен "Горшков") стал своеобразным переходным кораблем к новой серии авианесущих кораблей, которую возглавил нынешний "Адмирал Кузнецов". В состав этой серии входили авианесущие корабли "Варяг" и "Ульяновск" (этот корабль должен был быть с ядерной энергетической установкой). По замыслу и заказчиков в лице ВМФ, и разработчиков, эти корабли должны были нести на борту настоящую палубную авиацию - истребители СУ-25УТГ, СУ-27К, СУ-33, МИГ-29К. Тогда страна могла себе позволить одновременно вести конструкторские разработки не только двух моделей палубного истребителя, но и самолетов вертикального взлета и посадки.
Но "Горшков" должен был, как и его предшественники, нести только самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38, которые по своим тактико-техническим параметрам существенно уступали классическим истребителям палубной авиации. Достаточно сказать, что до 40% горючего СВВП тратят на взлет и посадку. Отсюда и дальность их полета, а, следовательно, и боевые возможности специалисты ставили под большое сомнение. Но у самого "оборонного" министра обороны советской эпохи Дмитрия Устинова было прямо-таки пристрастие к самолетам вертикального взлета и посадки. И на начальном этапе российской программы авианосного кораблестроения именно им было отдано предпочтение. Их приняли на вооружение морской авиации ВМФ.
Весьма сложные в управлении, самолеты ЯК-38 не снискали уважения у летчиков. Аварии следовали одна за другой - гибли лучшие пилоты флота. Не обошли они и "Баку-Горшков". Так, сразу же после того, как корабль прибыл с Николаевского судостроительного завода на полетную палубу, рухнул самолет вертикального взлета и посадки новой серии - ЯК-4Я. По счастливой случайности авария не принесла многочисленных жертв и разрушений корабля.
И все же "Адмиралу Горшкову" повезло больше своих собратьев-авианосцев. "Минск" и "Новороссийск" сначала вывели из боевого состава, а затем просто продали на металл в Южную Корею; принадлежащий Украине "Варяг" прямо со стапелей Николаевского завода отправили на переплавку в ту же Индию: готовый почти на 70% корабль Россия отказалась выкупать. "Ульяновск" разрезали на металлолом еще раньше (степень его готовности не превышала 25%).
Но вернемся к "Горшкову". На Северный флот этот корабль прибыл 18 декабря 1988 года. После того, как место флагмана российского авианосного флота в 1990 году занял авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", о "Горшкове" вроде бы и подзабыли. Кроме того, в скудной флотской казне явно не хватало средств для того, чтобы осваивать два столь крупных надводных корабля с авиационным вооружением. А по всем тактико-техническим показателям "Кузнецов" был существенным шагом вперед по сравнению с "Горшковым". Правда, и сам корабль поражает своими размерами - площадь полетной палубы составляет 14700 кв. метров, одних коридоров 6000 метров, а всего в корпусе 3857 помещений.
Парадоксально, но факт. Четвертый по счету российский авианесущий крейсер не совершил ни одной боевой службы из района постоянного базирования на Северном флоте. Зато успел пройти капитальный ремонт. Да и само его великое стояние сначала на рейде, а потом у заводской стенки обходилось флотской казне далеко не в копеечку. Что же касалось оперативных задач, то их в условиях развернувшегося сближения с бывшим потенциальным противником для "Горшкова" не находилось...
Сегодня трудно определить, у кого первого возникла идея продажи авианосца Индии. Скорее всего, это было встречное движение. Но долгие переговоры оказались весьма трудными. Сначала речь шла о 2 млрд. долларов, потом сумма сократилась до 1, 5 млрд. Затем речь пошла о сдаче "Горшкова" в аренду. Но ВМС Индии захотели полноценный авианосец, самолеты с вертикальным взлетом и посадкой их не устраивали. Тогда вроде бы было найдено компромиссное решение. Аренда, но с обязательной оплатой модернизации и закупкой палубных истребителей МИГ-29К. Эта операция уже оценивалась в 600 млн. долларов...
Работы по модернизации "Горшкова" идут уже более года. Он стоит на Севмашпредприятии в Северодвинске. У него вскоре будет трамплинный нос, подобный тому, который есть у авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", появились и другие усовершенствования. Специалисты не исключают, что корабль будет оснащен и противокорабельными ракетами морского базирования "БраМос" совместного индийско-российского производства. Да и сам заказ долгое время будет давать работу российским судостроителям и судоремонтникам: ведь авианосец надо будет обслуживать и ремонтировать...
По мнению источников военного обозревателя "РВ", реализация контракта на поставку авианесущего крейсера "Горшков" станет не только одной из самых грандиозных в военно-морской области, но и самым существенным образом повлияет на баланс военно-морских сил в регионе. К примеру, у Военно-морских сил Китая авианесущих кораблей нет. Зато есть эскадренные миноносцы российского производства.
- Re: здесь - Михаил 21.01.2003 19:26:41 (69, 1893 b)
- Re: здесь - Сергей~ Пятигорск 24.01.2003 17:03:21 (28, 65 b)