" И вот тогда зародилась идея использовать маленький, тихоходный связной самолет По - 2 как ночной бомбардировщик. Мысль эту подал командующий ВВС фронта генерал - майор авиации Тимофей Федорович Куцевалов.
В первой половине сентября 163 - й стационарной авиамастерской, находившейся в г. Торжок, поручили оборудовать несколько самолетов По - 2 кассетами для сбрасывания ампул с горючей жидкостью КС. Инженеры считали, что По - 2 может свободно поднять 200 кг, а это означало сто ампул. Через три дня заказ штаба ВВС мастера - умельцы выполнили, а еще через день самолет проходил уже войсковые испытания. Проводили их командующий ВВС Т. Ф. Куцевалов и главный инженер ВВС фронта инженер В. Н. Кобликов.
Самолеты По - 2, вооруженные ампулами с горючей жидкостью, в какой - то мере восполнили недостаток в настоящих бомбардировщиках. Но с наступлением зимы применение ампул стало невозможным. Жидкость на морозе кристаллизовалась и часто не воспламенялась.
Тогда по инициативе того же генерала Куцевалова самолет По - 2 решили загружать бомбами осколочного и фугасного действия. Соответствующее оборудование на машинах установила опять же 163 - я авиамастерская. Ее коллектив возглавлял инициативный инженер Краснокутский.
Затем к этой работе подключился 16 - й авиаремонтный поезд под командованием инженера В. И. Кривко.
Переоборудованием «небесных тихоходов» в бомбардировщики успешно занимался и ПАРМ - 35. Это единственное в своем роде ремонтное предприятие ВВС возглавлял тогда талантливый инженер Иван Григорьевич Иванов.
Уму, предприимчивости и энергии таких опытных инженеров и организаторов производства, как Краснокутский, Кривко, Иванов, мы обязаны тем, что самолет - тихоход мог исправно нести боевую службу. Позже у пего на крыльях разместили 10 установок PC - 82 (реактивных снарядов). Надо ли говорить, как это повысило боевую мощь По - 2. Не берусь судить, были ли мы в этих делах первыми в Военно - Воздушных Силах, но от нас потребовали подробно описать все нововведения и материал незамедлительно направить в Москву.
Экипаж самолета По - 2 поначалу состоял из одного летчика: опасались допустить перегрузки. А одному человеку и управлять машиной, и осуществлять прицельное бомбометание было сложно. В условиях ночи он с трудом справлялся с множеством обязанностей. Решили проверить, сможет ли самолет взять на борт лишних 200 кг. Получалось — может. На аэродинамику машины это не влияет. Вот тогда - то и ввели в состав экипажа штурмана, а тросы бомбосбрасывателя переключили на его кабину. Новоявленный фанерный бомбардировщик прочно занял свое место в арсенале авиационных средств борьбы и исправно выполнял свои обязанности до последнего дня войны. К нему подвешивали или 3 бомбы весом 100 кг, или же одну 250 - килограммовую фугаску.
Если бы раньше мне сказали, что в войне эта незамысловатая машина будет использоваться как боевая единица, я бы, видимо, только улыбнулся. В бомбардировочной авиации и ее назначении я толк знал. Но суровая действительность перечеркнула некоторые прежние представления. Этой машины, особенно в ночное время, фашисты побаивались. Один из пленных так и сказал:
— Ваш рус - фанера не дает нам покоя. Днем, после бессонных ночей, солдаты чувствуют себя разбитыми."