>И-16 все-таки имел общие черты с новыми типами (тоже моноплан).
>Но управление новыми типами все же требовало специальной подготовки, особенно взлет-посадка. Это не говоря даже о бипланах.
Вообще программа переучивания на любой аппарат одного вида (истребитель, например, или с УТ-2 на истребитель) занимает как раз те знаменитые, не раз тертые, часы налета и количество полетов у молодых пилотов ВОВ, пришедших из ЗАПов. Первоначальное обучение длится гораздо дольше.
Что касается освоения взлет-посадки, так не зря молодых людей просеивают через мелкое сито профотбора, прежде чем начать их обучать летному делу. Основное здесь у летчика - запомнить правильную картинку набегания земли в процессе снижения и посадки. Поэтому не зря во всех инструкциях забито раз и навсегда куда летчик должен смотреть с высоты начала выравнивания. Запомнив правильную картинку и заходя очередной раз на посадку, пилот управляя самолетом старается "загнать" тот вид из кабины, который он непосредственно наблюдает в запомненный шаблон. Причем скорость набегания картинки здесь не очень важна - важен процесс изменения угла визирования (т.е. именно управление снижением). Вспомните моменты в мемуарах, описывающие приседание учлетов на крыле своего аппарата или на крыше ангара и т.п. для отработки данного элемента посадки.
Трудно это описать словами. Один мой сослуживец говорил так: как увижу боковым зрением, что горизонт начал загибаться вверх, значит под колесами 10-15 см и пора добирать ручку. Мне данное явление за всю мою летную практику удалось наблюдать всего пару раз (видно не туда смотрел). Поэтому пилотов инструкторы именно натаскивают на запоминание правильной картинки.
>Или переход на реактивную технику тоже можно сравнить с пересадкой на новый велосипед?
Можно и нужно. Не надо идеализировать профессию летчика. Такие же особенности, принципы работы и поведение, как и у любого оператора (прокатного стана, велосипеда и т.д.). Единственное различие, что думать надо еще на земле (самолет летит быстро), да и на обочину не съедешь в случае чего.
СК