|
|
От
|
Dinamik
|
|
|
К
|
All
|
|
|
Дата
|
21.01.2002 12:14:00
|
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Интервью с В.Б.Емельяненко
Постарался задать все вопросы но думаю что на многие за это время уже ответили Перов и Растренин в своей книге.
Итак привожу стенограмму беседы:- Многие вопросы по штурмовикам и их применению уже сняты в связи с выходом книги Перова Растренина "Штурмовик Ил-2" где они и на Вас немного ссылаются но по некоторым вопросам интересно именно Ваше мнение ну например чем контролировались боевые вылеты какая фотоаппаратура стояла…
- Аааа…Никакой! И прицелов фактически не было. По лаптю. По трассам стреляли. Вобщем прицельных приспособлений не было на штурмовиках. Штыри ставили метки на капоте рисовали это такое…Ну вобщем приспосабливались покруче спикируешь попадешь.
- А фотоаппаратура какая-то была?
- Не было. В исключительных случаях редко у нас в полку не было. Не было никогда.
- А как же вы докладывали командованию что вот вы выполнили то или иное задание?
- Ну я же не один лечу летит группа ведущий ведомый. Мы же не за один заход добивались какого-то результата. За несколько заходов в огне в этом видели.
- А кто-то потом прилетал проверять?
- Тоже не было такого. У нас такого не было.
- Василий Борисович а Вы штурманом полка были?
- Я был и штурманом полка и инспектором по технике пилотирования дивизии.
- А какие у Вас были обязанности как штурмана полка?
- Чтобы ребята метко бомбили стреляли находили цель. Самое трудное - найти цель.
- В книге Перова-Растренина говорится о применении лидеров (Су-2 или Пе-2) которые летели впереди группы штурмовиков значительно выше и обнаружив цель обозначали ее пикированием или сбрасыванием бомб по разрывам которых ориентировались штурмовики.
- Ну всякое было…Но без этого мы обходились. Что я еще буду смотреть вверх…я на земле ищу а тот летит где-то там отвлекает. Такие лидеры нам помогали здорово в другом. Когда нас разбили полка нет грузимся в транспортный самолет и в Куйбышев где был завод который выпускал илы. Оттуда летели но разношерстная публика. Молодыми мы пополнялись но они не очень крепкие ребята были. И чтобы не потеряли ориентировку впереди шел лидер - "пешка". Они выше нас идут впереди. На них смотришь они приведут.
- А сколько времени отводилось на подготовку в авиашколе в полку?
- Да там не отводилось специального времени. Полеты какое там время. В перерывах между если время есть вылетами. Специальной такой дисциплины штурманской подготовки не было. Были практические вот берем карту как проложить маршрут какое время. По линейке рассчитывали.
Вообще в моей книге все рассказано. Там в первых главах есть характеристики ила как на заводе как переучивались там как мы оценивали как переоценивали а потом как мы теряли огромное количество самолетов. За два месяца где-то семьдесят самолетов. Вот такое дело. До этого говорили что "летающий танк" что самый живучий но самые большие потери были в штурмовой авиации по статистике штаба ВВС. Несмотря на бронирование самолета. Но мы же летали низко в пекле самом! Видели цели визуально пикировали на них. Видели трассы попала или нет в цель. Вспыхнул значит попал.
- А вот танк как определить подбит или нет?
- Ну мы сыпали в 43-м ПТАБы.
- Да а вот говорят что они были неэффективны на низкой высоте не раскрывались?
- Да нет все раскрывалось. Они кумулятивного действия были. Они брали количеством. В двух отсеках лежало штук 400.
- Но а как вы контролировали попали в танк или нет?
- Ну как горит дым идет значит попал. Мы же работали обычно "с круга" не с одного захода. Летит большая группа потом над целью ведущий начинает разворот. Все за ним идут по потле такой. И обычно несколько заходов делали. Отдельно надо сбросить бомбы. В это время РСы пускать нельзя. Для них особый способ прицеливания требовался. 8 штук на одноместном 4 на двухместном.
До самой земли пикируешь и видишь куда идет трасса и какой там результат. Обычно действовали по колоннам грузовых автомашин. Заходим поперек дороги каждый выбирает себе цель и снижается. Чем ниже тем с меньшей дистанции выпустишь очереди чем больше вероятность попадания. И вот спускаешься пониже пониже пониже нажимаешь на гашетки. Трасса видна. И вдруг вспых попал в бак и все. И ошметки летят. Все видно.
- А с какой высоты вы начинали давить на гашетку?
- Мы выходили из пикирования на 50 метров. Видели как в кювете лежат попрятавшиеся немцы. Самая низкая высота примерно была как над вершинами сосен которые на моем участке. Перед атакой надо высоту набирать. Метров 300-500. Пока спускаешься надо выпустить несколько очередей. А результаты мы видели воочию - огонь и дым.
- А танк вы видели как взрывается?
- Нет я не видел никогда. Может и взрывались отчего они взрывались…
- А вас посылали действовать по переднему краю например уничтожать артиллерийские расчеты?
- Это была наша основная работа! На переднем крае на поле боя. Говорят вот огневые там точки. Артиллерию очень трудно было найти они маскировались врыты в землю.
- А против пехоты в окопах?
- А как же. Видно траншея как идет можно вдоль траншеи фугануть.
- А какой порядок применения оружия сначала РСы?
- Сначала от бомб избавиться. Тем более если взрыватели мгновенного действия. Сотки 6 штук мы могли максим взять. Если у них взрыватель мгновенного действия то их надо бросать на высоте метров 300 иначе удар будешь чувствовать снизу-вверх. А если взрыватель замедленного действия 23 секунды ВМШ-2 то их сбрасываешь и можно уйти.
- Но ведь враг тоже может отползти за это время.
- Ну пусть ползет. За 23 секунды куда ты отползешь? Сверху сыпяться бомбы. Но мы и не за каждым солдатом бегали хрен с ним пусть лежит. Нам главное было подавить огневые точки на переднем крае. И лишить возможность пехоту вести огонь. Они не высовываются из траншей и не могут отражать атаки наших войск.
- А все-таки по кому чаще приходилось работать? По танкам по пехоте по тыловым коммуникациям?
- Цели самые разнообразные на переднем крае самое главное огневые точки. А вот в наступлении скажем началось наступление из под Орджоникидзе на Тихорецк на Краснодар. Противник драпал грузился в вагоны и шпарил. Нам давали задачу охотиться за эшелонами. Видишь паровоз выпускает пары по нему и начинаем вести огонь. По паровозу ударил встал по вагонгам с боеприпасами по цистеранам. Переправы тоже наши цели по понтонам по постоянным мостам. Колонны противника. У них было много автотраспорта солдаты в грузовых машинах. По этой колонне и лупи.
- А кто вам все-таки больше всего противодействовал зеники или истребители.
- Я думаю значит так в первый период войны мне кажется зенитка а дальше когда больше стало мессеров у них мы несли большие потери от истребителей. В первый период войны до 43-го года мы вовали на одноместных штурмовиках. Сзади беззащитны совершенно.
- А сзади вроде бы на штурмовике была бронеспинка 12мм?
- Ну и что 20-мм пушка пробивала спокойно.
- А с какого расстояния?
- А расстояние такое. Вот помню стояли мы в Краснодаре. И там был полк в котором воеваол Покрышкин. И один вот говорит. Мол я зашел сзади бомбардировщику открываю огонь а он не горит. Покрышкин его спрашивает " А ты ЗАКЛЕПКИ у противника на крыле видел? А как же ты попадешь раз не видел? Подойди поближе чтоб заклепки были видны!".
- Т.е. немцы так близко подлетали к вам?
- Очень часто. Обгоняет справа слева. Лицо человека видно.
- Часто возникают споры о том что первые пушки стоявшие на мессершмитах Эрликоны 20-мм не могли пробить 12-мм бронеперегородку Ила. А вот Маузеры могли.
- Нет это не правда даже Эрликоны пробивали бронеперегородку.
- А вот в мемуарах немцы пишут что они могли попасть по маслорадиатору и вывести из строя штурмовик.
- Да нет это анекдот какой-то. Так специально по маслорадиатору бессмысленно. Разве можно попасть в такую маленькую мишень маслорадиатор? Она там в зализе не торчит. Подходи поближе и бей сзади.
- Часто пишут мол в форточку стреляли.
- Да ну это ерунда хреновина…Случайно конечно мог попасть в форточку. Такие случаи были. У Моспанова у Артемова Феди. Мессер заходил не строго в хвост а чуть под уголком. И очередь прошла в правую форточку и разнесло приборную доску. Вот так.
- А бензобаки выхлопными газами у вас заполнялись?
- Нет.
- А протектированы были?
- Протектированы.
- Есть такое мнение что штурмовик с двигателем водяного охлаждения более уязвим чем с двигателем воздушного охлаждения?
- Конечно это аксиома.
- А часто у вас были случаи попадания в рубашку охлаждения?
- У меня такое было. Заклинивает двигатель и приходится садиться на вынужденную.
- Говорят что стрелок был плохо защищен?
- Да он сидел спиной опираясь о бронеплиту которая отделяла стрелка от кабины летчика. Если снаряд правее-левее плеча стрелка попадал в эту плиту вся спина изрешечена осколками. Конечно он беззащитен. Защита у него пулемет. Он должен не сидеть курицей а прицелиться и не подпускать близко давать очереди. Подошел истребитель сзади у него четыре пушки! А тут 12 7 у стрелка "кнутик". Ну и шарахнул немец и поминай как звали этого стрелка…
- А в вашем полку кого больше погибло стрелков или летчиков?
- Мы часто привозили стрелков убитых или тяжело ранных. Были атаки истребителей значит привезем или труп или раненого.
- Но стрелки все-таки были нужны?
- Да конечно же.
- Или все-таки больше истребителей сопровождения нужно было посылать?
- Да это все теоретически. Мы в первой половине войны 41-42 почти без сопровождения летали. И поэтому несли огромные потери. Одноместные штурмовики были. Истребителей не давали потому что истребителей ОЧЕНЬ мало было. Истребителей самих пускали на штурмовку.
- Странно так ведь проще прикрыть свои штурмовики истребителями снизяться потери штурмовиков возрастет эффективность?
- Не было истребителей. Мало было. И старенькие эти бипланы привлекали к штурмовкам. Все бросали чтобы удержать немцев. Они перли как скорый поезд.
- А пилотирование Ила было сложным?
- Нет он очень был устойчивым.
- Осваивать его было просто?
- Я например вылетел без провозных. Он легкий был. Не то что Пе-2 очень сложная машина.
- Пытались механики на месте чинить бронекорпус?
- Чинить? Это редко. Не знаю почему этот вопрос возник чего это они там напридумывали.
- Вы знаете вот есть спорный вопрос об отказе пушек ШВАК. В чем была причина?
- Я летал уже с ВЯ. Там редко были задержки. Надежная пушка. Со ШВАКОм не летал.
- Ну а в вашем полку тот же Холобаев летал со ШВАКами? Вы же сами писали?
- Да нее я такого не писал. Я помню как он Дремлюка расстреливал. Перечитайте еще раз. Про ШВАКи я ничего не писал.
Наш гвардейский полк ПЕРВЫЙ в ВВС получил эти самолеты для войсковых испытаний. ПЕРВЫЙ! А больше вообще не было. По одному по два самолета в полки посылали. 75 самолетов вылетели на фронт!
- Т.е. до 22 июня в войсках вообще не было этого самолета?
- Ну одиночные были для показа для освоения.
- Вы не слышали про 451ШАП и про летчика по фамилии Чеченев.
- Нет не знаю.
Кстати 29 января Василию Борисовичу ДЕВЯНОСТО ЛЕТ исполнятся!
С уважением к сообществу