Очередная немецкая хитрость. Уже покруче трубы паровоза
В свое время на аэродроме «N» нашими частями было начато строительство взлетно-посадочной полосы. К моменту оккупации данного района грунтогравийная смесь была полностью завезена и спланирована, но не укатана. Противник имитировал окончание работ и переоборудовал аэродром в ложный. Для этой цели были сделаны две ложные дороги: одна — вдоль взлетно-посадочной полосы и другая — от конца рулежной дорожки к естественной сильно наезженной дороге. Имитация дорог осуществлялась вспашкой.
Вдоль обеих рулежных дорожек в кустарнике было сделано 17 макетов одноместных ангаров. В задней части каждого из них была сделана пристройка . Таким образом, макеты ангаров имели в плане вид буквы «Т» . Макеты ангаров были сделаны из столбов диаметром 15—18 см и проволочного каркаса, натянутого между столбами. Сверху проволочный каркас накрывался бумажной тканью (рогожкой), окрашенной в зеленый цвет, а с боков — проволочными маскировочными коврами или той же бумажной тканью по анкерным оттяжкам.
В макеты ангаров устанавливались макеты самолетов, а к рулежной дорожке или к летному полю были сделаны следы руления самолетов. Имитация их осуществлялась вспашкой двух полос шириной 1,5—2 м на расстоянии 4 м друг от друга. Путем срезки дернового покрова были имитированы вытоптанности.
На аэродроме устанавливалось около 30 макетов самолетов. Часть их располагалась у границы летного поля, а остальные — в макетах ангаров. Макеты самолетов, устанавливаемые на летном поле, имели колеса и были передвижными, а находящиеся в макетах ангаров располагались на специальных козелках. По своим размерам, конфигурации и окраске макеты вполне соответствовали современным типам самолетов.
В восточной и юго-восточной частях аэродрома было построено несколько шалашей, от которых к ложной и действительной дорогам путем срезки и переворачивания дерна были имитированы тропинки. В восточной части, за аэродромом, на господствующей высоте была установлена зенитная батарея. Здесь же были имитированы места стоянок и установлены ложные зенитные орудия. Для зенитчиков в 90 м от действовавшей зенитной батареи была построена землянка. Около шалашей, макетов ангаров и мест стоянок ложных зенитных орудий были сделаны ложные щели. На границе аэродрома, в северо-восточной и юго-западной частях, были установлены контейнеры, которые имитировали бензосклады.
Для имитации ночной жизнедеятельности аэродрома на северо-западной границе взлетно-посадочной полосы на расстоянии 50 м друг от друга было установлено по пять столбов с каждой стороны. На каждом из них были электрические лампочки, имеющие во время горения желтовато-оранжевый цвет. Электрический ток подавался из деревни N по проводам, проложенным в неглубоких канавках. С юго-восточной стороны взлетно-посадочной полосы, в 50 м от нее, ночью разжигался костер. Таким образом электрические лампочки показывали направление взлетно-посадочной полосы, а костер ограничивал ее ширину. Поблизости от костра, в наиболее возвышенной точке, располагался командный пункт-землянка. Освещение аэродрома периодически тушилось и зажигалось. При пролете наших самолетов выпускались ракеты.
Имитация дневной жизнедеятельности аэродрома производилась перестановкой макетов самолетов, обстрелом наших самолетов из зенитных орудий, посадкой и взлетом самолетов типа «Ю-52» и «Хе-126». Количество макетов самолетов постоянно увеличивалось ли уменьшалось. Для этого они выставлялись из макетов ангаров или устанавливались в них. Строительство этого ложного аэродрома производилось саперным батальоном всего лишь несколько дней. Аэродром обслуживается командой в количестве около 30 человек.