От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 12.05.2017 15:04:07 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

Битва на Озрене.Ч. 14

1995 г.
Глава 13. Последнее затишье
1 января 1995 г. оперативная группа «Босния» переформировывается в 35-ю дивизию со штабом в Завидовичах и передовым КП на Клеке, в составе трёх бригад и трёх манёвренных батальонов. Командиром назначают полковника Фадила Хасанагича из Бихача.
С 1 января по инициативе Запада стороны подписали договор о перемирии на 4 месяца, но мусульмане соблюдали его очень относительно, при возможности открывая ружейно-миномётный огонь.
События на Озрене тогда освещали военные журналисты 1-го Краинского корпуса Милка Тошич, Лидия Жарич, Ацо Летина, Драган Стегич и Любо Палевич.
На Бадни дан озренский выступ посетил министр обороны Милан Нинкович. В середине марта в очередной раз в церковь Святой Троицы приехал владыка Зворникско-Тузланский Василие Качавенда. Возуча относилась к Дабробосанской епархии, но каждое появление знаменитого Качавенды воспринималось с искренней радостью. Он доставлял помощь, утешал и ободрял людей пастырским словом, как и подобает образцовому священнослужителю. Своих священников на выступе уже не оставалось: священиика Голуба Митровича мусульмане изгнали из Завидовичей, настоятель церкви Святой Троицы Милош Шаренац оставил свою обязанность, а настоятель Хргской епархии Миодраг Милидраг покинул Стог после очередного артобстрела, когда вражеские снаряды уничтожили здание епархиального правления, а один из них упал рядом с колыбелью, в которой спал ребёнок священника, и, к огромному счастью, не взорвался.
Из-за эвакуации большей части гражданского населения в июне прошлого года в 1995 г. обучение в возучской школе прекратилось. С другой стороны, часть беженцев из Которского под Добоем вернулась обратно, потому что для них не получилось обеспечить подходящие условия размещения. Крайне ухудшилась ситуация с медицинским обслуживанием из-за того, что на весь район остался только один врач – начальник медицинской службы 4-й Озренской бригады доктор Векослав Сорак. Для транспортировки больных и раненых не хватало автомобилей, а для автотранспорта, в свою очередь, - топлива. Перевозка боеприпасов и пищи на передовую в зимних условиях часто велась на запряжённых конями повозках.
В середине января при посещении своей перемещённой в Оджак семьи при невыясненных обстоятельствах погиб полицейский-криминалист Брано Драге Стакич 1959 г. р. из Пециловин, закончивший Полицейскую академию на Врацах (Сараево).
С конца января противник прекратил обстрелы на целых 11 дней. Мусульманское оружие молчало через день весь февраль! Впервые появились военные самолёты НАТО, проносившиеся в синеве на больших скоростях. Относительное соблюдение перемирия порождало тревогу и трепет: в воздухе висело ощущение подготовки неприятелем своих превосходящих сил к агрессивным и решительным действиям. На противоположной стороне отмечались перегруппировки сил, оборудование позиций артиллерии. Местные гражданские власти несколько раз обращались к президенту страны Караджичу ради усиления армии в долине реки Криваи и обеспечения безопасности. О том же писал президенту депутат из Добоя Обрен Петрович.
Чувствуя недоброе, начштаба 4-й Озренской бригады Зоран Благоевич вместе с Гораном Божичковичем «Джиброй» и комбригом Новославом Николичем решились поехать в Главный штаб ВРС в Црной Риеке. На этот отчаянный поступок бригадный командир отважился, посчитав, что обращаться следует к самому верху армейского командования и не надеясь на исчерпывающий ответ в штабе тактической группы «Озрен», оперативной группы «Добой» или даже «своего» 1-го Краинского корпуса!
В Црной Риеке у Хан Пиесака их встретил Драган Божичковоич, тоже озренец, и организовал ходокам приём у начальника штаба ВРС Манойло Миловановича в 8 часов утра следующего дня.
Милованович встретил Благоевича с нескрываемым раздражением. Последний вспоминает их разговор. Генерал начал с отчитывания:
«Господин начальник, ты правила службы знаешь? Почему небритый?
- Не могу бриться, потому что инвалид из-за (ранения) руки, - нашёлся я.
- Извини! Но как можете покидать соединение? – последовал новый укор.
- Что же это за соединение, которое не может прожить 48 часов без начальника штаба? – не сдаюсь я».
Благоевич сообщил, что все перевозки в бригаде осуществляются на 40 конях, автотранспорта нет, все возницы старше 65 лет. Он нервничал, просил от генерала слов о конкретных мерах по сохранению Возучи: «Мы боимся попасть в окружение! Боимся трагичного исхода! Но, даст Бог, встретимся ещё снова с Вами!»
Генерал Милованович меланхолично жевал жвачку и жёстко ответил «Господин начальник, об Озрене и Возуче мы позаботимся!!!» После этого он постарался занять сворачивавшего карту и прослезившегося поручика Благоевича рассказом о своих действиях под Бихачем.
(В 1997 г. они встретятся снова, на этот раз в Добое. Зоран Благоевич спросит генерала, помнит ли тот его, а Манойло Милованович ответит: «Помню, а теперь-то что?»)
В феврале для усиления левой «стенки» выступа в районе Подселова разместили Прняворскую пехотную бригаду. С середины марта противник активизировал снайперский огонь. В марте за время перемирия её 1-й батальон потерял убитыми Живоина Стояна Любоевича 1957 г. р. из Црквены, Ненада Раде Еринича 1972 г. р. из Станаров, Здравко Ивана Березовского 1962 г. р. из Околицы, 3-й батальон – Слободана Ранка Дворанчича из Орашья (незадолго до этого у него сгорел дом, и в пожаре погибли двое детей). На правом фланге были ранены Славко Стоякович из Подновля, Славко Петкович и Зоран Кабларевич из Лозны.
В начале марта Возучу навестили несколько организаций. Делегация Международного комитета Красного креста во главе с Бертраном Левра доставила гуманитарную помощь - 50 т еды, одежды и обуви. По-своему протестуя против санкций, введённых Югославией против РС, на один из самых угрожаемых участков боснийского фронта приехали две сербских делегации. Книжный клуб «Рабочий» из Добоя вместе с работниками просвещения из Сербии организовали книжную выставку. Делегация местного объединения Кузмин (недалеко от Сремской Митровицы) в составе Зорана Паньковича, Велько Васильевича, Данила Божича, Милойко Брезоваца и Джордже Цветичанина в третий раз доставила еду – горох, а также ставшие редкими солонину и колбасу. После этого гражданские и военные руководители обороны Возучи нанесли ответный визит в Кузмин, где их встретили с восхищением как передовых защитников Сербства.
Главный штаб АРБиГ сформулировал ближайшие задачи: деблокада Сараева (на самом деле соединение с войсками в нём), захват Возучи и срезание Озренского выступа и прорыв к Сребренице и Жепе. 20 мая мусульмане в одностороннем порядке нарушили перемирие, поведя наступление на Маевицу и Влашич. 29 марта снаряд, выпущенный вражеским танком с Виенца, убил рабочих лукавацкой «Коксары» отца троих дочерей Мирко Ратка Мичича 1950 г. р. и Младена Милана Джурановича 1955 г. р. (оба из Бриесницы, посмертные кавалеры медали «За заслуги перед народом»).
31 марта командир тактической группой «Озрен» полковник Новак Джукич снял батальон «Гостович» с бановичского направления и передислоцировал его на линию Шуянац – Люль на Подселове. Одновременно штаб 3-го корпуса АРБиГ подчинил отряд «Эль муджахедин» штабу 35-й дивизии и поставил ей задачу овладеть Подселовым. В течение семи дней вместе с моджахедами в их лагере Чардак в Гостовиче тренировались солдаты 328-й горнострелковой бригады.
6-7 апреля командир 35-й дивизии полковник Фадил Хасанагич повёл своё содинение в наступление на самый юг выступа. В операции, названной «Сабур-95», участвовали «Эль муджахедин», 3-й и 4-й отдельные манёвренные батальоны и разведотряд 329-й бригады – 700 человек. Атаки велись от Вележа на Локву (тригонометрическая точка 959), Каменичку Премет, Лесковац (тригонометрическая точка 1018), Градац и Градич (тригонометрическая точка 862). Над Озреном на малых высотах в те же часы ходили самолёты НАТО.
Наступлению предшествовала артподготовка, в которой участвовали и танки. Были ранены мирные жители Елена Благоевич (60 лет), Илия Лазич (58 лет), Иван Д. Стакич, Анджелко Н. Маркович, Маринко Д. Грабовичкич, Драго Й. Крсманович и Ненад Б. Симич. Бои закончились без результата для мусульман: защитники были готовы к удару, в предшествовавшие дни сталкиваясь с разведывательно-диверсионными группами и нанося им потери. В «Сабуре» исламисты имели 1 убитым и 4 тяжелоранеными, сербы обошлись без потерь. После неудачи наступления в штаб дивизии прибыл генерал Расим Делич.
До 18 апреля 1995 г. 4-я Озренская легкопехотная бригада потеряла 150 бойцов убитыми и 419 ранеными.
4-я Озренская бригада благодаря ранее упоминавшимся устройствам для радиоперехвата своевременно знакомилась с переговорами противника. Разговоры на арабском переводила Добринка Дабич (урождённая Пеич), выучившая его в студенчестве. Днём 19 апреля комбриг Зоран Благоевич получил информацию о колонне с боеприпасами, следовавшей через Рибницу в Тузлу. Он сообщил об этом в штаб тактической группы и к своему непосредственному командиру. Из группы сказали, что информация неточна, а майор Николич ответил: «Без меня!» Благоевич, согласно воспоминаниям, решился действовать сам. Конвой остановился в Рибнице на ночь. Там его и расстреляли 82-мм миномёт из Яворика, 120-мм миномёт из Мисараджи и ЗиС-3 из Папратаня. 10 грузовиков взорвались впечатлящим фейерверком в боснийских сумерках. Через день пришла благодарность из штаба корпуса, а наводчик пушки ЗиС Жарко Трипунович «Жара» был награждён комплектом новенькой камуфляжной униформы.
27 апреля при проведении разведки в районе Крста (тригонометрическая точка 1044, юг фронта) погиб храбрый боец Винко Слободана Попович 1962 г. р. из Елчичей. 2 мая погиб Душко Ненада Милотич 1970 г. р. из Бара.
(продолжение следует)

Козарска бригада креће преко Саве