>Открою вам страшную тайну - на подготовку штурмана требовался всё тот же бензин, о дефиците которого у ВВС КА вы так любите. Вроде много раз уже объчснял, но попробую ещё раз. Проблема в первую очередь была не в самом дефиците, а в том, что у революционеров правая рука не знала чем левая занимается и соответственно в том, они ИГНОРИРОВАЛИ дефицит топлива и развивали авиацию так, как будто никакого дефицита нет. А это уже приводило к диким перекосам в планах, неэффективному расходованию того самого дефицитного топлива, ну и к слабой подготовке пилотов, неэффективному использованию опытных летчиков и к низкому качеству самолётов. При минимально вменяемом планировании у СССР были все возможности полноценно ,готовить и пилотов и штурманов, если бы не пытались в строй в 3 раза больше летчиков ставить, чем могли обеспечить бензином и если бы курсантов не набирали бы в 8-10 больше, чем их требовалось.
>То есть, раз на одну боевую единицу вам нужен и пилот и штурман, то есть расход горючего на подготовку экипажей умножаем на два. С чего бы это в 2? Часть подготовки к них пересекалась. А при вменяемом подходе, можно было не пытаться выпустить "ещё чуть больше М-105", а пустить в серию на 16 заводе МГ-31 (как это первоначально планировалось), сделать с ним что то вроде Як-18 и большую часть подготовки на нем давать, с минимальными затратами. Ну и на боевые вылеты по любому расход сильно выше был, чем на учебные.
Применение бомбардировщика/пикировщики со штурманом по любому было бы более эффективно, чем бросание меньшей нагрузке "по сапогу" с Ила.
>А это уже приводило к диким перекосам в планах, неэффективному расходованию того самого дефицитного топлива, ну и к слабой подготовке пилотов, неэффективному использованию опытных летчиков и к низкому качеству самолётов.
Ну, это не новость.
>С чего бы это в 2? >Часть подготовки к них пересекалась.
С того, что хорошего штурмана надо готовить как бы не больше, чем пилота, по часам, и насчёт "пересекалась" подготовка - ну, задача полёт по маршруту для пилота, единственная точка пересечения.
>А при вменяемом подходе, можно было не пытаться выпустить "ещё чуть больше М-105", а пустить в серию на 16 заводе МГ-31 (как это первоначально планировалось), сделать с ним что то вроде Як-18 и большую часть подготовки на нем давать, с минимальными затратами.
У Як-18 мотор М-11, зачем ему некий МГ-31 - не ясно, и для подготовки штурманов он всё равно не подходит.
>Применение бомбардировщика/пикировщики со штурманом по любому было бы более эффективно, чем бросание меньшей нагрузке "по сапогу" с Ила.
Ил-2 свою нагрузку с минимальной высоты бросал, так у него с точностью явно было лучше, чем при бомбежке с больших высот бомбардировщиками.
Не говоря уже о том, что подготовить экипаж умеющий пикировать это ещё больший расход бензина именно на отработку бомбометания с пикирования.