>Именно об этом скромно попросил Батый рязанское посольство, в частности князя Федора. У тебя, мол. жена красивая - чего не привел.
С точки зрения монголов хан оказывал высокую милость - он соглашался взять русскую княжну в знак заключения равноправного (практически) договора, это была обычная практика. Так что не все так примитивно и это никак не связано с сексуальными потребностями монгольских простолюдинов, это как раз ритуальное действо для скрепления союза элит (в монголльской традиции еесно). Русские этого не могли понять - они ведь себя считали выше (ведь ранее они брали жен из половецких княжон, а не наоборот). Ну и конечно что это былажена (не сестар) князя Федора, тоже сыграло роль - русские этого не понимали, а монголы не понимали их: как можно отказаться от такой чести, что их хан берет жену от князя, ранее ведь бывало наоборот - нойон брал в жены ханскую жену в знак чести от хана (бывало хан дарил свою жену для почитания заслуг нойона).
>Вопрос в том - нужно ли монголам было договариваться с русскими, когда поход был задуман для их наказания и покорения, как оказывающих сопротивление.
Как я уже писал, против Сев. Руси был скорее поход для демонстрации силы, а не покорения.
>Здесь важнее наверное религиозный момент - невозможность выдать княжну (не говоря уж о жене) за язычника.
Естественно. Т.е. полный комплекс эффектов цивилизационного шока и непонимания поведенческих стереотипов друг друга. Что кстати подчеркивает, что хотя русские и контачили с восточными народами, но поведенческие стереотипы были все таки далеки от восточных - в этой же ситуации тангуты, чжурчжэни и китайцы отлично понимали суть монгольских предложений.