>Как писал в воспоминаниях один военный врач о РЯВ "после 7 волны призыва настроение призывника, простого русского мужика, оторванного от дома и посланного в далекую Манчжурию, резко изменилось", наверно, отдел пропаганды лениться стал, а всего-то делов было, побольше брошюрок и словесности, чтобы эти брошюрки безграмотным мужикам вслух читали - и были бы наши Мукден с Порт-Артуром, а то и Пхеньяном ...
Все же в далёкой Манчжурии "недостаток идейности в войсках был не так заметен из России, как в первую мировую, когда "униженными и оскорблёнными" малоземельными мужиками набили города, включая обе столицы. Впрочем, и армия русско-японской по возвращению в Россию наглядно показала свои настроения, когда на железной дороге революционеры разоружали воинские эшелоны.
>А вообще спор глухих, Ваш (и мой) оппонент пребывает в горнем мире высоких идей с его разряженным воздухом, а мы, грешные, тут в земельке колупаемся, грязно, воняет, миазмы всякие.
Нужны простые, доступные объяснения - что тут поделать... Отсюда и "специфический малороссийский психотип", отличающий украинских унтерменшей от подлинных великороссов, и вера во всесилие пропаганды, способной нивелировать "проклятый земельный вопрос".
>Вот мой прадед на что уж из дворян, папа граф все дела, а к 1916 году уже, покормивши вшей в окопах с солдатиками, которые трижды вкруг сменились во время "толкания" в Галиции и оставшийся чуть ли не последним кадровым офицером в полку (условно кадровым, т.к. был отставке в 1914) уже стал вполне сторонником левых идей, если б не погиб в том же 1916, может и до коммунистических идей бы досиделся. Это я к чему - к тому что бытие определяет сознание, а не только пропаганда и даже воспитание среди ежедневного душераздирающего хруста французской булки и бытия гвардейского офицера :).
А мой прадед был среди тех крестьян, которые писаря-самоучку из моего родного села - Онипко Федота Михайловича - выбрали депутатом Государственной думы (все три депутата от губернии происходили из крестьян). В думе он присоединился к трудовикам, а после разгона думы (видимо, сказался недостаток пропаганды и индоктринации среди депутатов) подписал Выборгское воззвание и был направлен в Кронштадт - поднимать флот. Его арестовали и приговорили к смертной казни. Крестьяне такой замечательной инициативы с приговором их депутату не поняли. В ходе стихийных волнений в моём селе стражники с приставом убили трёх человек и ранили двоих. То же происходило по всей округе. На усмирение был отправлен генерал Литвинов. Там были и выступления крестьянских отрядов на помогу соседям, и обстрелы сёл артиллерией. Так что пропаганда была. И была она весьма доходчивой - все всё поняли сразу и навсегда.
На этом фоне появление через 10 лет фигур Ипатова и Апанасенко, появление Ставропольской кавбригады, 1-ой и 2-ой Ставропольских кавдивизий - можно объяснить лишь недостатками пропаганды, конечно же.
>Все же в далёкой Манчжурии "недостаток идейности в войсках был не так заметен из России, как в первую мировую, когда "униженными и оскорблёнными" малоземельными мужиками набили города, включая обе столицы.
М-да, надо было больше про проливы, может, сработало бы.
>Отсюда и "специфический малороссийский психотип", отличающий украинских унтерменшей от подлинных великороссов,
Как представитель "специфического малороссийского психотипа" (ну если он передается с генами) могу Вам с полной уверенностью сказать, что его не существует, в смысле их много разных, на Житомирщине один, на Полтавщине другой, а в Одессе - совем третий, и уж вовсе четвертый в Закарпатье, где вобще по-венгерски говорят :)
>А мой прадед был среди тех крестьян, которые писаря-самоучку из моего родного села - Онипко Федота Михайловича - выбрали депутатом Государственной думы
Ну, дед по другой, поповско-крестьянской линии был солдатским депутатом своего полка. Выбран несмотря на молодость в значю степени благодаря грамотности (и в 1917 это было, скажем так, бонусом среди "серой скотинки"). А потом "политическим активистом" в своем селе. Жизнь кончил в тюрьме ОГПУ, кстати, официально по болезни, а что там было уж бог его знает, помереть на второй день заключения в предвариловке ... впрочем, после войны он серьезно страдал легкими, наглотавшись газов на фронте, много ли надо ...
>На этом фоне появление через 10 лет фигур Ипатова и Апанасенко, появление Ставропольской кавбригады, 1-ой и 2-ой Ставропольских кавдивизий - можно объяснить лишь недостатками пропаганды, конечно же.
Или неумением купировать враждебную пропаганду кайзера Вильгельма :)
>Как представитель "специфического малороссийского психотипа" (ну если он передается с генами) могу Вам с полной уверенностью сказать, что его не существует, в смысле их много разных, на Житомирщине один, на Полтавщине другой, а в Одессе - совем третий, и уж вовсе четвертый в Закарпатье, где вобще по-венгерски говорят :)
Дело даже не в этом. Мамкины нацисты за "специфический психотип" выдают сок собственного мозга - т.е., продукт личных обид и комплексов, обостренных странными представлениями о патриотизме. Во всяком случае, ни одного хоть сколько-нибудь вменяемого исследования на тему никто из них не приводил. А жаль - было бы любопытно почитать.