первые шаги по изучению истории танковых подразделений НКВД
ЭСКАДРОН БТ ЛЕТУЧИХ
Несмотря на то, что первые танковые подразделения появились во внутренних войсках в середине 20-х годов прошлого столетия, об их боевых делах говорят и пишут до обидного мало. Вспоминают разве что два беспримерных перехода танкистов отдельной мотострелковой дивизии оперативного назначения им. Ф. Дзержинского через перевалы Памира в 1937-1938 годах да действия бойцов 92-го механизированного полка новочеркасской дивизии, проявивших мужество и героизм во время контртеррористической операции в Чечне.
А между тем в 30-40-е годы двадцатого века грозные боевые машины стояли на вооружении не только ОМСДОН, но ещё как минимум двух частей внутренних войск НКВД СССР. О том, как дрались танкисты внутренних войск на фронтах Великой Отечественной войны, и пойдёт рассказ...
На рубеже 1939-го - 1940-го - более конкретной даты в сохранившихся документах части обнаружить не удалось - в штат 18-го кавалерийского полка войск НКВД, в то время дислоцировавшегося в городе Мерве Туркменской ССР, ввели танковый эскадрон. А 30 ноября 1940 года в части состоялся первый выпуск учебного взвода этого подразделения.
Всего было подготовлено 11 экипажей лёгких танков БТ-7.
Практические навыки курсанты получали в танковом подразделении 67-го отряда пограничных войск Туркменского округа, так как техника на вооружение мервеского полка прибыла лишь 29 марта 1941 года. Её передали из дальневосточного 58-го погранотряда. Пограничники Приорья несли службу в опасной близости от недружественной Советскому Союзу Японии, а непосредственно перед подписанием советско-японского пакта о взаимном нейтралитете передали свою танковую роту мервеским чекистам.
В распоряжение танкистов 18-го кавалерийского также поступили 2 танкетки Т-27, трактор "Коминтерн", походная мастерская, бензомаслозаправщик, 2 грузовые автомашины и 3 мотоцикла.
...Охрана мургабских водохрани¬лищ и советско-афганской грани¬цы, гарнизонная служба - вот чем занимался вплоть до начала Вели¬кой Отечественной войны 18-й "туркменский" кавполк НКВД. Сейчас трудно судить, по какой причине его усилили лёгкими танками. Так же малообъяснимо, кстати, наличие тех же БТ в 67-м "туркменском" погранотряде.
...Немного о машинах БТ-7.
На их примере мы видим характерное для 30-х годов деление танков на пехотные и крейсерские. Первые, тихоходные, сопровождали пехоту, скоростные крейсерские сводили в самостоятельные соединения, и они выполняли задачи оперативного ха¬рактера.
Именно крейсерским, быстроходным и являлся танк БТ-7 (БТ - быстроходный танк).
Он даже выглядел лёгким и стре¬мительным: чуть вытянутый, узкий корпус, небольшая, выдвинутая посоколиному вперёд башня с тонкой, словно рапира, пушкой-"сорокапяткой". Отдельная серия - БТ-7А (А - артиллерийский) была оснащена короткоствольной 76-мм полевой пушкой. Танк-спринтер быстрой как вихрь атаки. 500-сильный авиадвигатель разгонял "семёрку" до 50 км/ч с гаком. Но это ещё не всё. Уникальный двойной движитель позволял танку ехать без гусениц, на одних катках, со скоростью свыше 70 км\час! Правда, как минимум, по грунтовой дороге...
А на шоссе образцовые экипажи давали и под 90.
Эта колёсно-гусеничная молния и управлялась соответствующим образом: водитель сидел не за рычагами -за штурвалом.
Но БТ-7 был сложен в эксплуатации, требовал очень хорошо подготовленных механиков-водителей, не держал прямые попадания даже крупнокалиберных пуль и жрал дорогущего авиационного бензина больше 100 литров на 100 километров пути. "Благодаря" тому же авиационному топливу, БТ, получив бронебойно-зажигательный "привет" от противника, вспыхивал, как паяльная лампа. В 1939-1940 годах небольшой серией выпускали дизельные БТ-7М, но мервский танковый эскадрон был оснащён машинами с бензиновыми двигателями.
Принятые на вооружение подразделения танкетки представляли собой миниатюрные, ниже среднего роста взрослого человека, "бронекоробочки" с экипажем из 2-х человек на узеньких, словно игрушечных, гусеницах.
Эта бронекаретка, не всегда защищавшая экипаж даже от винтовочных пуль, была оснащена маломощным карбюраторным двигателем и курсовым пулемётом калибра 7,62 мм. Во второй половине 20-х - начале 30-х годов прошлого века танкетки предназначались для сопровождения атак кавалерии, а к началу Великой Отече¬ственной войны они, в большинстве своём предельно изношенные, годились разве что на роль лёгких тягачей.
Великая Отечественная застала 18-й кавалерийский полк там же, в Мерве (к тому времени часть перешла в подчинение начальника управления оперативных войск НКВД СССР). В августе 1941 года кавалеристов передислоцировали в Кушку, через месяц - снова в Мерв (к тому времени город был переименован в Мары). Задачи полка оставались прежними. Он, по всей видимости, так и пребывал бы в Средней Азии до самого разгрома фашистской Германии, но в августе 1942-го грянула ожесточённая битва за Кавказ... Полк экстренно перебросили через Каспий в Махачкалу в качестве резерва спешно формируемой там стрелковой дивизии внутренних войск.
Но повоевать в составе махачкалинского соединения НКВД 18-му не довелось. Да и дивизия вошла в боевое соприкосновение с противником лишь в ходе контрнаступления Северной группы войск Закавказского фронта. "Мервцы" оставались в резерве соединения до февраля 1943 года.
За всё это время танковый эскадрон полка ни разу не был задейство¬ван по его прямому назначению. Вместе с остальными бойцами 18-го бронекавалеристы несли гарнизонную службу, возводили оборонитель¬ные объекты и прочёсывали в поисках диверсионно-разведывательных групп каспийское побережье в районе Махачкалы.
В марте 43-го полк отправляют в Приэльбрусье, на разгром скрывавшихся там прогерманских бандформирований. Его танковый эскадрон прибывает в Невинномысск в распоряжение майора госбезопасности Баранникова - командира отряда особого назначения при Управлении внутренних войск НКВД Северо-Кавказского округа. Через неделю отряд двинулся в низовья Кубани, к тылам прочно засевших там немцев.
...В составе осназа Баранникова танковый эскадрон 18-го кавполка внутренних войск принял бой...
31 марта 1943 года, хутор Свис¬тел ьников (Краснодарский край)...
Атака эскадрона с десантом на броне началась молниеносно. Смяли аванпосты и первую линию обороны противника. Огонь десанта и танко¬вых пулемётов косил застигнутых врасплох немцев. Перепуганные гит¬леровцы тщетно пытались поймать в прицел противотанковых орудий узкие фасы несшихся на них со свистом "бэтэшек"... и через считанные секунды гибли под их гусеницами.
..Да, бешеный рывок под пронзи¬тельный свист авиадвигателя и стремительный бросок вперёд - вот где была стихия БТ-7!
А дальше... А дальше по эскадрону ударили гаубицы. Прямой наводкой, кумулятивными снарядами.
Но танкисты продолжили атаку.
Они вновь могли за невероятно короткий промежуток времени достичь неприятельских позиций. Но во¬дители сбавили газ - за эскадроном двигалась пехота, её необходимо прикрыть корпусами танков.
...Кумулятивные снаряды без труда прожигали тонкую броню "семёрок". Несколько пылавших машин влетели на позиции вражеской батареи и там взорвались. А ещё через несколько ми¬нут эскадрон перестал существовать как боевая единица.
Спасённая пехота уже молотила немецкую оборону.
...Уцелели только двенадцать из тридцати трёх членов танковых экипажей.
От кого последовал приказ бро¬сить танки, лишённые даже противоосколочной брони, под снаряды не¬мецких гаубиц? Сообщалось ли о тех гаубицах в донесениях разведки, или она фактически не проводилась? От¬веты на эти вопросы растворились в вихре кавказских боёв 43-го.
Но гибельный приказ не умаляет подвига танкистов. В той обстановке под артиллерийским огнём врага они сделали всё что могли.
И сейчас мы вспоминаем о тыся¬чах советских танкистов, погибших вместе со своими боевыми машинами из-за абсурдности или поспешности в решениях "свыше". Вероятно, некото¬рые начальники большей частью ис¬ходили из убеждений, что танк сам со¬бой является залогом успеха.
В сентябре 1943-го к тому времени фактически не существовавший уже больше пяти месяцев танковый эскад¬рон официально вывели из штата мервского полка.
Однако были в годы войны другие примеры. Они свидетельствуют, что для демонстрации мужества и выучки танкистов внутренних войск вовсе не требовалось приносить их в жертву целыми подразделениями.
Завершая работу над этой публи¬кацией, просматривал документы об обороне Риги в июне-июле 1941-го частями 22-й мотострелковой диви¬зии войск НКВД. В составе этого соединения столицу Латвии защищали 83-й полк по охране. железнодорожных сооружений, рижский Красногвардейский полк, 155-й конвойный батальон и 5-й мотострелковый полк оперативных войск НКВД, в состав которого входила танковая рота, вероятнее всего, вооружённая всё теми же БТ-7... Она оказалась единственным танковым подразделением, оборонявшим ближайшие подступы к Риге 28-
29 июня 1941 года. В последующие тринадцать суток командование ди¬визии использовало эту роту как "по¬жарную" команду. Это не преувеличе¬ние. Доклад о действиях 22-й дивизии НКВД с 22 июня по 13 июля 41-го за¬нимает пять страниц. Применительно к танковой роте он пестрит распоря¬жениями и сообщениями следующего характера: "высланы", "выброшены", "подтянул", "развернул", "собрал", "ос¬тавить заслон", "перешёл в контратаку и выбил...", "уничтожены танкистами", "врезался в противника"... Рота ротой, но носились как эскадрон. Да, ещё подбили 5 немецких танков, потеряв, правда, столько же своих.
И поразительно, как от роты вооб¬ще что-то осталось! Вот выдержки из того же доклада о боях 22-й дивизии НКВД в Прибалтике, представленного командиром этого соединения под¬полковником А.С. Головко:
"8-я армия Северо-Западного фронта после приграничного сраже¬ния отходила к г. Рига. Создалась угро¬за прорыва немецких войск через р. Западная Двина, чем преградился бы путь выхода за неё частям Красной Армии...
В 7.40 29.06.41 противник накапливался к западнодвинской переправе. Удерживавшие её подразделения 83-го полка по охране желдорсоору-жений вступили в бой с передовыми частями противника, пять танков ко¬торого устремились на мост. Для уничтожения их были высланы танки 5-го мсп. В результате противник потерял 2 танка, а 3 танка противника были отброшены на левый берег. В этом бою подбит 1 танк 5-го мсп. В 12.00 пехота 185-го полка противника прорвалась через Рижский мост. Для уничтожения неприятеля было выб¬рошено 3 танка 5-го мсп... 4 танка и свыше взвода пехоты противника бы¬ли уничтожены... Взято в плен 4 не-
мецких солдата - это были первые пленные на Северо-Западном фронте.
В этом бою один танк 5-го мсп сго¬рел, во втором повреждено прицель¬ное приспособление, в третьем снаря¬дом пробило башню, что повлекло ги¬бель командира танка старшего сер¬жанта Шилкина".
А потом - бои под Вильянди, Вых-мой, Калгой, Яани...
Вильянди, 8 июля: "На правом фланге полка до роты немецких ав¬томатчиков смяли взвод 3-й роты и стали распространяться в глубь обо¬роны, обстреливая командный пункт. Для восстановления положе¬ния правого фланга второй эшелон полка с танковой ротой перешёл в контратаку и выбил противника за передний край. Группа вражеских автоматчиков замаскировалась и от¬дельными очагами продолжала ока¬зывать сопротивление внутри обо¬роны; они были уничтожены танкис¬тами. Особенно отличились танко¬вый экипаж - командир танка стар¬ший сержант Кузьменко, башенный стрелок старший сержант Горшков и водитель танка старший сержант Вишняков. Танк своими гусеницами давил гнёзда автоматчиков. В про¬цессе боя танк испортился, танкисты под обстрелом автоматчиков вылез¬ли из танка, отремонтировали его и продолжали выполнять задачу... Бы¬ло уничтожено до роты пехоты про¬тивника, 2 противотанковые пушки и несколько миномётов. Один танк 5-го мсп сгорел...В 16.00 немцы открыли ураганный огонь по переднему краю обороны 5-го мсп, пехота противника пошла в атаку, за ней двигались танкетки... Соз¬далась угроза прорыва стыка 5-го мсп - 83-го жд полка. Я (комдив 22-й. -Т.М.) подтянул танки... Пехота немцев дрогнула и отошла, но местами груп¬пы автоматчиков оказывали упорное сопротивление, пока танки их не раз¬давили... Наши потери: два танка полу¬чили лёгкие повреждения, один танк сгорел...
В 18.00 противник обрушился на батальон 83-го жд полка, миномёт¬ным огнём уничтожил сразу до полу¬роты и повёл наступление на Вильянди, заходя в тыл 5-му мсп. Для ликвида¬ции угрозы я выбросил на левый фланг танки, взвод пульроты и истребительный батальон. Противник был задержан".
...В четвёртую за те сутки контрата¬ку танковая рота пошла ночью, чтобы отвлечь противника от отходивших из Вильянди частей 22-й дивизии.
Последнее упоминание о танкис¬тах в докладе комдива 22-й относит¬ся к 12 июля 1941 года, когда в лесу между Калгой и Яани они врезались на своих машинах в ничего не по¬дозревавший завтракавший отряд гитлеровцев... Минут через пять от отряда почти ничего не осталось, включая находившиеся при нём две танкетки.
Что произошло с танковой ротой 5-го полка оперативных войск Нар¬комата внутренних дел СССР после 12 июля 41-го? Думаю, кропотливый и, увы, длительный поиск соответ¬ствующих документов поможет дать ответ на этот вопрос. Необходимо заняться аналогичной работой с ма¬териалами других частей оператив¬ного назначения НКВД, сформиро¬ванных накануне Великой Отечест¬венной войны. В их составе, бес¬спорно, также находились танковые подразделения.
В июньских-июльских боях 41-го советские танкисты погибали полка¬ми. И зачастую без победы. Да, война началась внезапно.
Но разве для танковой роты 5-го рижского полка НКВД она началась по-другому?
Подполковник Тимур МАКОЕВ
Документы предоставлены Рос¬сийским государственным военным архивом и Центральным архивом внутренних войск МВД России.