>Вот, то что есть под рукой (в свое время лет десять назад сдуру перевел польскую книжонку, сделанную на основе шореса):
>1 сентября 1942 года в 845 утра пошли на взлет 10 истребителей из III./JG 27, а через 11 минут еще 15 из I./JG 27 в качестве прикрытия группы Ju87. Под Эль-Имаидом ”мессера” провели бой с ”Харрикейнами” из 238.Sqn. и 1.SAAF.Sqn. (немецкие пилоты приняли их за ”кертиссы”). С немецкой стороны обер-лейтенант Марсейль заявил о 4 победах: три ”кертисса” в 926, 928 и 935 и один ”Спитфайр” в 939. Однако это были не ”Киттихоки”, а ”Харрикейны” из 1.SAAF.Sqn. (лейтенант Бэйли был ранен и совершил вынужденную посадку; майор Метелеркамп с пробитым баком, разбитой радиостанцией и пулей в ноге разбился при попытке посадить свой истребитель не выпуская шасси) и 238.Sqn. (сбит флайт-офицер Мэтьюс, подбиты самолеты эскадрон-лидера Веджвуда и лейтенанта Синклера). Сбитый ”Спитфайр” принадлежал 601.Sqn., при этом пайлот-офицер Брэдли-Смит выпрыгнул с парашютом. Таким образом боевой счет Марсейля повысился до 104 (?) побед.
>В 1120 взлетели 12 ”мессеров” из I./JG 27 и 8 из III./JG 27 для прикрытия еще одной группы Ju87, направлявшейся в район Алам эль Хальфа. Юго-восточнее цели завязалась схватка с 12 ”Киттихоками” из 4.SAAF.Sqn., в которой южно-африканцы потеряли 6 истребителей, сбитых Марсейлем в 1155, 1156, 1158, 1159, 1201 и 1202. В этот момент в район боя вошел 5.SAAF.Sqn. и ”Йохен” тут же, в 1203 и 1205, сбил 2 истребителя (при этом лейтенант Джэк погиб). Восемь поюбед Марсейля в этом бою подтвердил обер-лейтенант Йозеф Шланг, его ведомый, а в последствии и наземные войска. После этого на счету Ханса-Йоахима оказалось 116 воздушных побед.
>В 1800 и 1806 на прикрытие бомбардировщиков Ju88, летевших в район Имаида, взлетели 11 истребителей из I./JG 27 и 10 из II./JG 27. Юго-восточнее цели немецкие пилоты провели бой с ”Харрикейнами” из 33.Sqn. и 213.Sqn. и сбили 9 английских истребителей, в том числе 5 - Марсейль (в 1847 , 1848, 1849, 1850 и 1853). Потери британцев в этом бою до конца не выяснены. 213.Sqn. потерял 5 самолетов: погибли флайт-офицер Уолластон и сержант Поттер, вынужденные посадки совершили флайт-офицер Эвайз и флайт-сержант Росс, сержант Гэррод выпрыгнул с парашютом. В это же время и в этом же районе погиб винг-коммандер Роджерс из 208.Sqn., выполнявший на своем ”Харрикейне” разведывательный полет. По всей видимости, в бою участвовал и 2.SAAF.Sqn., который во время прикрытия бомбардировщиков был атакован ”сто девятыми”. Вместе с 7 ”Киттихоками” летели и 4 P-40F из американского 64.Sqn. В этой стычке погиб лейтенант Моррисон, лейтенант Мун выпрыгнул с парашютом, лейтенант Стирнс (американец) получил ранение во время вынужденной посадки. Кто из всех этих девяти пилотов попал под огонь Марсейля сказать трудно.
>В итоге, проведя за этот день не менее 5 воздушных боев, пилоты JG 27 доложили о 26 воздушных победах, из которых ”автором” 17-ти был обер-лейтенант Марсейль.
Итого, в первых двух боевых вылетах участвовали в общем счете 45 немецких истребителей, но все победы одержал один Марсейль! Прям, даже не знаю, что сказать. Чудны дела Твои, Господи! :-)
Но, ответа на свой вопрос я так и не увидел. Были ли заявки на победы других немцев, и были ли они (победы) им засчитаны?
>Вячеслав, а вот здесь поподробнее. Чьи это ВСЕ победы записали на Сарванто? Неужели с этим боем остались какие-то неясности? По моему бой был разобран прекрасно.
Если Вы имеете в виду статьи Морозова, Сиропяэ и Копилоффа в "ИА", то я очень внимательно прочел их и сделал для себя некоторые выводы. Из первой (морозовской) статьи вовсе не следует, что всех сбил Сарванто (скорее наоборот). А вторая настолько переполнена откровенными нелепицами, временнЫми и фактологическими нестыковками, что просто диву даешься.
Приведу лишь некоторые из них:
В начале статьи говорится, что Совелиус стартовал в 9.28, участвовал в успешном бою с бомбардировщиками и вернулся в 10.20. А тремя абзацами ниже оказывается, что он взлетел не один, а в паре с Иконеном, не в 9.28, а в 10.05, никого не встретил и вернулся в 11.00! Напоминает известный армянский анекдот, не так ли?
Кстати, в описании "боя" Совелиуса упоминается некий Пелле, хотя в списках 4.Llv-24 вообще нет летчика с такой фамилией.
А лейтенант Мустонен с ведомым, взлетев в 9.35, приземлились только в 12.45! Первый раз вижу, чтобы вылет "Фоккера" D-21, да еще с воздушным боем, продолжался более 3-х часов.
Приводимые авторами статьи обширные выдержки из "воспоминаний" Сарванто наводят на мысль, что их вообще писал другой человек. Не мог летчик, действительно воевавший на "Фоккере" против ДБ-3, сам "напороть" такую чушь.
К примеру, он пишет о СПАРЕННЫХ носовых пулеметных установках на ДБ-3! Или о том, что после боя крылья его самолета представляли собой "месиво из перебитых труб, изрешеченной фанеры и рваного перкаля, клочья которого трепетали на ветру". Насчет фанеры спорить не буду, но вот никакого перкаля и уж тем более - труб в крыльях "Фоккера" никогда не было, поскольку они, как известно, цельнодеревянные.
"Приколы" статьи можно продолжать и дальше, но, помимо всей этой "лабуды", в ней есть ряд важных моментов, которые позволяют сделать вывод, что Сарванто "в реале" НЕ СБИЛ 6 бомбардировщиков. Если интересно, вечерком (сейчас уже нет времени) поделюсь своими соображениями.
>Судя по моим архивным выпискам о подбитии зенитками сказано в 1 случае.
Вы имеете в виду самолет лейтенанта Серебрякова? Но это лишь тот случай, когда прямое попадание крупнокалиберного зенитного снаряда в машину хорошо видел и отразил в своем отчете летевший рядом экипаж. Я то спрашивал о другом. Были ли заявленные и "подтвержденные" победы немецких зенитчиков? Понятно, что такими данными Вы (так же, впрочем, как и я) на данный момент не располагаете. А раз так, то не стоит с уверенностью говорить о "33 победах истребителей".