От А.Сухоруков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.08.2002 16:24:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Беседа с Н.Г.Голодниковым: "Харрикейн".

Посылаю обещанное ранее продолжение моих бесед с Н.Г.Голодниковым.
Что касается вопросов заданных ранее после "И-16". На часть из них будут ответы в последующем материале на оставшуюся часть я попытаюсь получить ответ у Николая Герасимовича в ближайшее время. Я не могу сказать что это будет на днях (Николай Герасимович активно работает я то же не бездельничаю) но постараюсь этот процесс максимально ускорить.
Итак Николай Герасимович рассказывает - "Харрикейн":
"... А.С. На каких типах «Харрикейна» вы обучались? На каких пришлось воевать?

Н.Г. Воевал на тех же что и учился. Там учебных машин не было. Нам англичане из 151-го крыла свои «Харрикейны» передавали так на них же и учились. Эти англичане хорошо воевали.
Были «Харрикейны» двух видов с 8-ю и 12-ю пулеметами. Больше почти ничем не различались. Потом самолеты стали приходить из Англии в ящиках. Похоже это были эти «Харрикейны» для Сахары они были в пустынном желтом камуфляже.

А.С. Т.е. «спарок» не было?

Н.Г. Да какие там «спарки». У нас документация была на английском и англичане-инструкторы. Хотя какой он инструктор так в кабине на месте показать да и то не всем а только первой группе. А эта группа уже всем остальным. Нам в помощь дали девчат-переводчиц вот они нам все и переводили. Хотя как выяснилось у англичан был такой майор Рук так он вполне прилично по-русски говорил поскольку то ли закончил то ли стажировался в нашей Качинской авиашколе. Но «заговорил» только на прощальном банкете а то и он за все время обучения говорил по-английски. «Я – говорит на банкете – разговаривать по-русски не мог поскольку лицо официальное мне запрещено». У нас комэск Коваленко с ним вместе учился так сколько он его не уговаривал: «Шо ты выкручиваешься ты ж усе понимаешь» - не уговорил.
Этот Рук один раз на И-16 слетал вылез мокрый. «Пусть – говорит – на нем русские летают!»
На переучивание в общей сложности дней 5-ть ушло. Изучили общее устройство: «Тут двигатель тут горючее заливаем тут масло» и т.п. Особо в устройство не углублялись. Поговорил посидел в кабине порулил пару раз и на взлет. Три полета сделал все – переучился. Как у нас говорили: «Жить захочешь – сядешь». Первым Сафонов взлетел часа четыре в кабине посидел пока «руки привыкнут» взлетел а за ним остальные.

А.С. На обучение какой-то специальный отбор был?

Н.Г. Нет. Где-то в апреле 1942-го поступил приказ и стали учиться. Учились поэскадрильно в начале 1-я потом 2-я.

А.С. Николай Герасимович как вам показался «Харрикейн» на первый взгляд?

Н.Г. Первое впечатление - «горбатый»! Не может такой «горбатый» быть хорошим истребителем! В последующем впечатление не изменилось.
Особенно поразили плоскости. Толстенные. У «Харрикейна» плоскости были толще чем у Пе-2.

А.С. «Харрикейн» был проще И-16 в управлении?

Н.Г. Да проще. Трудностей ни в освоении ни в пилотировании не доставлял.

А.С. Как вам показалась кабина после И-16 обзор бронестекло бронеспинка?

Н.Г. Кабина конечно была больше чем на И-16. Обзор вперед конечно лучше. Вперед очень хороший обзор был. Вбок и особенно назад плохо. Фонарь напоминал фонарь И-16 много переборок и сдвигался назад. Он обзору вбок из-за переборок сильно мешал. Куда носом не ткнешься - в переборку попадаешь. Мы поначалу перед боем его открывали для улучшения обзора. Потом когда приноровились стали закрытым оставлять что-бы скорости не терять. Фонарь замыкался на два боковых замка.
Удивила ручка. Как на бомбардировщике. Вверху такая толстая «баранка» имелась а внутри ее две гашетки рычажками. Что бы все оружие задействовать надо было двумя руками работать. У основания ручка ходила только вперед-назад а вправо-влево «ломалась» посередине отсюда на элероны шли цепочки Гали.
Бронестекло было и бронеспинка тоже была. Надежные.

А.С. Обогрев кабины специальный был?

Н.Г. Нет от двигателя тепло шло.

А.С. Приборная доска на «Харрикейне» проблем не создавала?

Н.Г. Да нет. Приборы конечно в фунтах и футах. Но приноровились быстро. У нас на УТ-2 точно такое же расположение приборов было только естественно в метрической системе т.е. кто на УТ-2 летал тем совсем просто было.
У нас были опытные летчики так их бывало спрашиваешь: «А это что за прибор?» А он тебе: «Не обращай внимания. Этот прибор тебе в жизни не потребуется. Вот у тебя «высота» «обороты» вариометр давление масла температура - достаточно».
Наддув еще был то же в фунтах. У них «наддув» был со шкалой от –4 до 12 по величине наддува оценивали мощность двигателя.

А.С. Авиагоризонт был? Радиокомпас?

Н.Г. Авиагоризонт был не на всех самолетах на части не было. Был прибор - аналог нашего «Пионера». Только в английском приборе были две стрелки а не стрелка и шарик как на нашем. Одна показывала крен другая - «разворот-скольжение». Надежный прибор.
Радиокомпаса не было.

А.С. Радиостанция была?

Н.Г. На «Харрикейне» были УКВ радиостанции шестиканальные. Надежные хорошие станции. И приемники и передатчики. Единственное что было плохо так это то что у них микрофон был в кислородной маске. Сама маска и микрофон тяжелые мешали в бою. Притянешь маску посильнее – она жмет ослабишь - во время перегрузки маска съезжает. Передатчик был симплексно-думплексный т.е. переключение на «прием-передачу» можно было произвести кнопкой-тангеткой а можно голосом заговоришь и передатчик сам включится молчишь – слушаешь. Режим ты сам выбирал в кабине специальная кнопка-переключатель была на голосовое управление или на тангетку. Так вот все поначалу на голосовое управление перешли. Иногда в бою кто-нибудь заматерится «ах ты зараза! ща я тебя!» передатчик включается и летчик перестает слышать и другим передать нужную команду нельзя. Так потом на всех самолетах принудительно переключили управление рацией на тангетку на секторе газа а кнопку переключения на голосовое управление проволочкой законтрили.
Из-за микрофона кислородная маска всегда на лице была. Кислородное оборудование тоже работало надежно.
Шасси убиралось хорошо удобно специальной ручкой гидравликой. Этой же ручкой управлялись и щитки.

А.С. Николай Герасимович как вам вооружение «Харрикейна» показалось?

Н.Г. На «Харрикейнах» было 8 и 12 пулеметов по 4 и 6 в каждой плоскости. Пулеметы «Льюис» 7 7 мм. По надежности аналог ШКАСу по началу часто давали задержки по причине запыления. К пыли были нестойкие. Мы с этим боролись так. Заклеивали все отверстия по кромке крыла перкалью огонь открываешь – перкаль простреливается. Стали работать надежно. При стрельбе с дистанции 150-300 м эффективность их была малой.
По инициативе Б.Ф.Сафонова который был командиром полка на нашем полковом передвижном авиаремзаводе стали на «Харрикейны» наше вооружение устанавливать. Был у нас такой рационализатор Соболевский Борис инженер по вооружению вот он этим делом и занимался. Да у нас и другие умельцы такие были… Либо по две ШВАК в каждую плоскость либо по ШВАК и БК. Потом англичане без особого скандала для проформы нам предъявили претензии что мол как же так без нашего разрешения и т.п. Ерунда. Все понимали что они просто на всякий случай подстраховаться решили.
Хотя если совсем близко подойти можно было и «Льюисами» сильно ударить.
У меня командиром эскадрильи был Коваленко Александр Андреевич (уже умер Царство ему Небесное) один из первых Героя Советского Союза получил он был типичный украинец расчетливый и спокойный. Я был у него ведомым. Это кажется в 42-м было. На Мурманск был большой налет мы шестеркой поднялись. Так вот передают нам по радио (наведение тогда уже работало): «О1-й! Группа 109-х!» Я хорошо «воздух видел» передаю ему: «Вижу 109-х!» А он спокойно так: «Добре. Ну хлопци пийшли «сто-деветых» бить». Потом передают: «О1-й! Группа 87-х! Вам переключиться на 87-х!» А он опять спокойно: «Ну хлопци пийшли на «восемьдесят сёмых»». На подходе к Мурманску мы их обнаружили их было около 20-ти а то и больше. На большой скорости атаковали снизу. Вижу Коваленко поставил «Харрикейн» почти вертикально и так со скольжением с метров 50-ти одной очередью по «штукасу» и ударил с 12-ти пулеметов. Потом Коваленко сваливает в сторону я тоже сваливаю и вижу раздваивается «юнкерс» хвост в одну сторону остальное в другую. Перерезал Коваленко «юнкерс» на глазах у меня: «Почти уси патроны расстрелял». Потом нам со станции радиоперехвата рассказали что орали немцы: «Окружены советскими истребителями! Уничтожают!» Мы в том бою вместе с другой шестеркой что «мессеров» связала восемь самолетов сбили.

А.С. Я думал это байка вроде образного выражения когда британские летчики во время «битвы за Британию» говорили что перерезали пулеметным огнем немецкие самолеты?

Н.Г. Нет «Льюисами» это можно было сделать ну и конечно нашими ШКАСами ведь ШКАС по скорострельности уникальный пулемет. С близкого расстояния с метров 50-ти батареей из 4-х ШКАСов можно было крыло «отпилить» и такие случаи были. На таком расстоянии длинно бьешь патронов не экономишь плевать на разброс. Можно было и хвост отбить и плоскость «отрезало» буквально.
Кстати свой первый я сбил именно на «Харрикейне». «Сто девятый». Вооружение еще английское стояло. Я тогда ведомым был а он атаковал ведущего но не дотянул. Влез между мной и ведущим я его и рубанул буквально метров с 15-20-ти.

А.С. Сколько по времени вы провоевали с английским вооружением?

Н.Г. Да месяца три а потом на наше стали менять.

А.С. Крыльевое расположение оружия не мешало?

Н.Г. Еще как мешало! Там между ближайшими стволами метра два с половиной. На рассеивание много пуль уходило и «мертвая зона» была большая.

А.С. А с английскими пушками у вас «Харрикейнов» не было?

Н.Г. Нет. Англичане пушки на «Харрикейны» начали устанавливать намного позже нас наш успешный опыт использовали.

А.С. РСы на «Харрикейн» устанавливали?

Н.Г. Да. По четыре на плоскость.

А.С. Прицел?

Н.Г. Прицелы английские. Коллиматорные. Нормальные прицелы. Я ж говорю - мы вплотную подходили там стрельба без особых упреждений.

А.С. Как вам английский двигатель говорят ненадежный был?

Н.Г. Двигатель был хороший сам по себе мощный и довольно надежный. Двигатель очень чисто работал причем там были патрубки с пламегасителями установлены как глушители это очень удобно глаза летчику не слепит. Наши машины в этом плане значительно хуже были.
При отрицательной перегрузке движок захлебывался. Компенсационного бачка не было. Это очень плохо потому что любой маневр должен выполняться с положительной перегрузкой. Мы усвоили эту особенность быстро но поначалу в горячке боя забывали. Потом с опытом уже никогда такого не допускали т.к. резкое ослабление тяги неожиданно для тебя изменяет маневр а в бою это очень опасно.

А.С. Николай Герасимович не сложилось ли у вас впечатления что для этого планера мощность двигателя была маловата?

Н.Г. Планер неважный был тяжелый. Двигатель «роллс-ройс» хороший но не терпел длительной работы на максимальных режимах тогда быстро выходил из строя. Конечно слабоват был двигатель для такого планера.
Про планер вот что еще надо сказать. У «Харрикейна» был очень легкий хвост. Мы базировались на песчаных недостаточно уплотненых аэродромах обязательно техник или моторист должен был сесть на хвост рулили обязательно с пассажиром на хвосте. У нас даже взлетали с техником на хвосте. Был у нас такой техник Руденко так он летал по кругу на хвосте. Сидел спиной вперед и не успел соскочить так пробил руками дюраль на киле вцепился и сидел так с ним летчик и посадил самолет. Были случаи когда срывались с хвоста и гибли.

А.С. А разве у «харрикейна» не перкалевая обшивка была?

Н.Г. Перкаль это на фюзеляже а на киле и крыльях дюраль очень тонкий.

А.С. Специальный форсажный режим был? А то в справочниках написано что там был переключатель мощности какой-то позволял кратковременно резко увеличивать мощность двигателя.

Н.Г. На наших не было. Обороты простым газом управлялись. Как я говорил они для Сахары делались а может с нее и пришли явно не последней серии. Может на поздних сериях такое и было.

А.С. Горючего на какое время хватало?

Н.Г. На 1.20-1.30 мин.

А.С. Высотность двигателя «Харрикейна» была выше чем у И-16?

Н.Г. Да не сказал бы. Такая же. Двигатель был не высотный.

А.С. Какой был винт?

Н.Г. Интересный. Винт у него был изменяемого шага но с деревянными лопастями. Шаг вручную менялся рычагами и тягами. Трудностей не представляло. Для обслуживания винтов в авиаэскадрилье был один техник по винту на 4-ре самолета.

А.С. Николай Герасимович каково было летать на «Харрикейне» после И-16? Лучше хуже?

Н.Г. На «Харрикейне» нужно было привыкнуть летать. Мне И-16 нравился больше. Хотя в принципе «Харрикейн» примерно одинаковый был с 10 17 21 типами И-16. Ну «не показался» мне «Харрикейн» не лежала у меня к нему душа.

А.С. Маршал Зимин он один из первых начал «Харрикейны» осваивать так он в своих мемуарах написал что «вести бой на «Харрикейне» все равно что вести бой верхом на птеродактиле». Уникальный говорил в аэродинамическом плане самолет на пикировании скорость не набирает на кабрировании моментально теряет. Не пропагандистский ли это опус?

Н.Г. Все правильно. Точно «птеродактиль». У него был толстый профиль. Динамика разгона очень плохая. По максимальной скорости он пожалуй был побыстрее И-16 но пока он эту скорость наберет много чего произойти может. На дачу рулей он не запаздывал но все получалось как-то плавно медленно. И-16 - только рули положил то сразу перевернулся рывком а этот «горбатый» очень медленный был.
Подъемная сила у него была хорошая поэтому скороподъемность с И-16 сопоставима.
Горизонтальная маневренность у него очень хорошая была. Если четверка встала «в круг» - разорвать невозможно. Не могли немцы вписаться.
Вертикальная маневренность очень плохая толстый профиль. В основном мы старались вести бои на горизонталях на вертикаль мы не шли.
У «Харрикейна» мал разбег был опять же из-за толстого крыла.
По ТТХ «Харрикейн» немножко уступал «мессеру» Bf-109Е главным образом на вертикали а на горизонтали не уступал нисколько. Когда пошли Bf-109F то «Харрикейн» стал уступать сильно но воевали.
Горел «Харрикейн» быстро и хорошо как спичка. Перкаль.

А.С. А И-16 горел хуже? Ведь тоже перкаль.

Н.Г. Хуже. Двигатель у И-16 был намного надежнее. Да и маленький И-16 в него еще попасть надо.

А.С. Николай Герасимович если был бы выбор на каком бы истребителе предпочли бы воевать на И-16 или на «Харрикейне»?

Н.Г. Конечно на И-16 на том что и воевал - 28 типа. Но выбора не было. На «Харрикейне» я где-то 20-ть боевых вылетов сделал и провел где-то 3-4-ре воздушного боя. Потом пересел на Р-40. ..."