От SK Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 10.03.2009 11:37:47 Найти в дереве
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

123-й иап и невысокооктановое горючее

Приветствую!
Нашел документ ЦМАМ по возможности использования бензинов 4Б-74 и 4Б-70 на М-105:
Письмо начальника ЦИАМ Каширина заместителю наркома авиапромышленности Кузнецову, начальнику ГУ ВВС КА генерал-майору авиации И.Ф.Петрову, начальнику 10-го управления ГУ ВВС КА бригинженеру Бибикову № 3293с от 2 октября 1941 г.

ЦИАМ в целях перевода серийных моторов на бензин 4Б-74 и 4Б-70 провел исследования режимов мотора М-105, обеспечивающих бездетонационную работу при минимальном ухудшении их основных данных.
М-105 с пониженной степенью сжатия 6,5 при температурах наружного воздуха +30-+40° может работать без детонации:
На бензине 4Б-74 при номинальном наддуве 935 и взлетном – 975 мм рт.ст. При этом мотор развивает нормальную номинальную и взлетную мощность, но при расходе топлива повышенном на 1,5-2 % и снижении высотности на 200 м. регулировка карбюраторов и зажигания серийное, уменьшение степени сжатия – установкой прокладки толщиной 2,8 мм между блоками и картером мотора.
На бензине 4Б-70 при уменьшении угла опережения зажигания до 35° вместо 40° на номинальном наддуве 910 и взлетном – 950 мм рт.ст. В этом случае мотор развивает меньшую на 4-5 % мощность. Удельный расход повышается на 4-5 %. Регулировка карбюраторов серийная.
В обоих случаях температура выхлопных газов повышается на 40-50°С.

Получается на 4Б-70 Як-1 могли бы взлететь и улететь. Во всяком случае, если бы вопрос стоял только по бензину, то можно было пару ведер плеснуть в баки и попробовать на одной машине, не боясь запороть мотор - ведь все равно уничтожать.
По боекомплекту пока выяснил, что в ящики с самолетами БК не размещали из соображений безопасности при транспортировке, только звенья. Есть версия, что ШКАСЫ на Яках не заряжали из-за возможного отсутствия синхронизаторов на моторе (не поставили на заводе из-за отсутсвия оных на момент отправки). Или синхронизаторы все же были, но не были отлажены после сборки самолета.
СК