От С.Исаев Ответить на сообщение
К И15
Дата 21.05.2001 21:03:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

22.06.41

> Предлагаю попытаться организоваться в рабочую группу/творческий коллектив занимающийся сбором-изучением информации по теме войны в воздухе 22.6.41 г. (или какой другой теме)
> Наметить темы например:
> - ВВС Германии их силы и организация потери/победы летом 1941 г. (вполне нормальная тема для наших живущих за границей)
> -ВВС СССР -//- (это уже больше нас для живущих в СНГовии)
> -технические данные авиатехники и зенитных орудий
> -ПВО Вермахта
> -ПВО СССР
> ну и т.д.

Хорошая идея! Готов участвовать в проекте в меру сил и возможностей.
Но хочется сделать одно существенное на мой взгляд замечание:
ВВС РККА и в 1941 г. были строго подчинены общевойсковым командующим. О той автономии которую имели Люфтваффе не говоря уж об RAF и тем более USAF советские авиационные командиры и не мечтали. Катастрофа наземных войск РККА в 41-м самым непостредственным образом сказалась на ВВС. Поэтому говоря об авиации 22.06.41 мы обязательно должны понимать что произошло на земле и почему катастрофа свершилась.
Иначе все наши изыская в конечном итоге сведутся к механистическим и арифметическим подсчетам типа количество боеготовых самолетов/число боеготовых летчиков помноженное на число пулеметов 7 62-мм возведеное в степень числа пушек 20-мм и деленное на массу секундного залпа не то снарядов не то пуль....

Если мы кое-что знаем о плане операции "Барбаросса" целях и задачах Вермархта и его союзников на первом этапе войны то что мы знаем о планах РККА как в соответствии с этими планами должны были действовать советские ВВС? И т.д. и т.п.

Весьма схематически я бы выделил три основных версии существующих ныне о причинах катастрофы 41-го и следовательно о причинах поражения (?) советских ВВС:
Версия 1. Традиционная. Самая известная разнообразные ее вариации (об авиации в частности) - неготовность старая изношенная техника мало новых самолетов нет радиостанций отсталая тактика и т.д.
Версия 2. Выдвинутая Игорем Буничем и поддерженная Марком Солониным. Катастрофа 41-го во многом объясняется частым отсутствием организованного сопротивления РККА летом-осенью 41-го. Отсутствие организованного сопротивления - это отражение бунта/восстания части РККА против сталинского режима. (Прошу прощения у Марка Солонина если изложил версию не вполне корректно)
Версия 3. Выдвинутая Суворовым с которой в общем согласен и я - РККА и ВВС готовились к наступлению против Гитлера первыми все войска и ВВС находились в наступательных порядках и ждали приказа "Вперед на запад!"

Может есть смысл пообсуждать причины катастрофы лета 41-го в плане стратегическом? И не вырывать из контекста ВВС как самодавлеющий феномен? Может нам удасться хотя бы четко зафиксировать позиции ("за" и "против") по каждой версии? И каждый участник форума сможет сам для себя решать какая версия более правдоподобна и экстраполировать ее на число самолетов и летчиков структуру ВВС и ПВО ТТХ базирование командный состав тактику и т.д.

С уважением к сообществу

Сергей Исаев