Ну вот мой скромный вклад в эту тему.
Извините, что не в самой ветке - решил поставить отдельным постингом, а то того и гляди изначальная ветка в архив свалится. :)
По поводу надежности М-63 – смотря, что под этим подразумевать и какой временной промежуток иметь ввиду.
М-63 в своем ряду имел наименьший эксплуатационный ресурс (ничего не поделаешь – против законов физики не попрешь). Точных цифр у меня пока нет, но похоже 100 часов ресурса массово так и не достигли (или достигли, но уже после снятия с серии – хоть это и звучит слегка парадоксально). На М-62 и 100 часов дали, а потом… все больше и больше.
По сравнению с М-25 (М-25В) который давал до 350 часов на стенде и 200 гарантированно в серии и строевой эксплуатации – это конечно большая потеря.
Что касается отказов во время "гарантированного срока" – то тут надо смотреть в какой временной промежуток.
С сентября 39 – по февраль 40 (временные рамки слегка условны, т.е. +- некоторое время) – хуже всех из "ряда". Но это "хуже" нужно читать как "несколько хуже, чем у М-62" и "У М-63 и М-62 значительно хуже, чем у М-25". Т.е. большая разница была по сравнению с М-25, а в сравнении с М-62 разница не очень значительная и видимо укладывающаяся в разброс возникающий из-за более или менее грамотной эксплуатации летным и техническим составом.
Весна 1940 "все хуже и хуже, а ближе к лету ПОЛНАЯ КАТАСТРОФА и ХУЖЕ НЕКУДА" (причем и в прямом и в переносном смысле). При этом даже с М-62 все гораздо лучше, не говоря уже о М-25 – хотя и для этой парочки качество в это время тоже падает.
Как результат "почесунчики у начальства" попытки разобраться и устранить в пожарном порядке и достаточно массовый отказ летать на новой технике у строевых летчиков.
Все заканчивается " запрещением 31 августа 1940 года полетов на самолетах И-16 и И-153 с мотором М-63". Это тянется 3 месяца – в течении которых строевые летчики не летают, а инженеры и летчики-испытатели усиленно ищут ответы на вопросы "кто виноват?" и "делать то чего?" Хотя во общем то причины и так были достаточны ясны, да и пути их решения тоже, вот только по началу похоже пытались прятать голову в песок и надеялись, что может как ни будь само рассосется.
В результате всех этих работ приказом наркома обороны (после личного разрешения Сталина) установили эксплуатацию "при ограничении оборотов мотора М-63 до 1900-2000 об/мин, наддува на взлете до 950, а на номинале до 850 мм ртутного столба". Все эти ограничения по моему так и не отменили, хотя ИМХО сложившаяся к весне-лету 1941 года производственно-эксплуатационно-техническая ситуация вполне позволяла начать эксплуатировать М-63 "по полной". Разумный сдерживающий фактор в продолжении этих ограничений мне видится только один – продление и без того небольшого ресурса. Но учитывая складывающуюся в частях обстановку (замена на новые образцы и падение качества подготовки летного состава) сохранение ограничений ИМХО – большой вред и связан в первую очередь с тем, что БОЛЬШОЕ ВВСное начальство начало очень сильно опасаться за свою карьеру и вообще судьбу.
Где то с лета 1941 М-63 имел конечно несколько меньший ресурс, чем М-62, но в пределах этого ресурса надежность его можно считать равной М-62, да и вообщем то и М-25 тоже. Но похоже вмешались соображения "экономической целесообразности" и его таки сняли с производства.
М-25 обороты 1950, давление 875 мм рт.ст. (и взлет и номинал)
М-25В и А 2200 об/мин 955 мм рт. ст. – взлет
2100 и 865 номинал.
М-62 2200 об/мин 1050 мм рт ст – взлет
2100 (2100) об/мин 900 (900) мм рт ст номинал 1 скорость ПЦН (2 скорость ПЦН)
М-63 2300 об/мин 1065 мм рт ст – взлет
2200 (2200) об/мин 915мм рт ст (915) номинал 1 скорость ПЦН (2 скорость ПЦН)
По поводу ""срабатывание" зажигательной пули, от чего считаеться 7% и какой бензобак - протектированный или нет "
Это в том смысле, что только в 7% случаев от 100% попаданий наши зажигательные пули попавшие в бензобак воспламеняют находившийся там бензин. Протектированный бак или нет – без разницы. А вот если у него есть "натуральная "броня, т.е. бронеплита стальная или к прим алюминевая, то эффективность пуль резко возрастает (конечно только в том случае если пуля броню пробьет :) ).